Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
070300_te. Урок ОБЖ в 11 классе. Холм камней
Ход урока:
Наш предмет называется «Основы безопасности жизни». Раз «основы», значит их много.
Что же это за основы? Вы можете их назвать?
(Здесь и далее после вопроса, выделенного курсивом, учитель выслушивает и комментирует ответы учеников, что остаётся за рамками описания урока).
Спасибо. Но сегодня я хотел бы поговорить только об одной из них.
Я назвал урок «Холм камней». (Слайд № 1) Программа ОБЖ настолько разнообразна, что по такому названию весьма непросто догадаться о теме урока. И всё-таки сделайте попытку угадать учебную тему.
Про что урок?
Спасибо. Мой ответ стихами Валентины Боровицкой:
… И приказал Великий Тамерлан
Пред тем, как двинуть конницу на запад,
Насыпать холм камней, что б он как замок,
Могущество его напоминал.
И воины послушные сошлись.
Со всех сторон стекались их лавины.
Сложили перевал, закрыв долину,
И каждый камень значил чью-то жизнь.
… Дай нам вернуться красная звезда!
Пусть каждый воин вновь возьмёт свой камень.
И холмиком едва заметным станет
Часть тех, кто не вернётся никогда.
Они ушли. И где-то разошлись
С своей удачей. Как не раз бывало.
Никто не возвратился к перевалу,
Где каждый камень значил чью-то жизнь…
«Железный Тимур», обладавший огромной властью, привыкший рассматривать людей, как пешек на его шахматной доске, величиной с пол-Азии, тем не менее, по преданию, приходил к таким холмам, и каждый камень брал в руки, прощаясь с душой своего погибшего воина.
Любая победа, сражение, война имеют свою цену. Но часто эта цена непростительно завышена. За последние пять столетий по Земле огненным смерчем пронеслись 15 000 войн, забрав 4 млрд. жизней (слайд № 2).
Каждая новая война всё изощрённее убивает людей. Причём, не разбирая особо солдата от мирного жителя. Но всегда были люди, боровшиеся с жестокостью и бесчеловечностью. Постепенно начался процесс закрепления юридических норм, ограничивающих право войны. А по окончанию последней мировой войны были приняты основные документы МГП (Международного гуманитарного права). Цель нашего урока: постараться выяснить – что кроется за этими тремя словами?
Исходя из моего вступления, сформулируйте цель МГП.
Цель МГП:
Ограничение разрушительной силы военных действий, излишней бессмысленной жестокости, предотвращения варварства, мародёрства и других пороков войны, уменьшение жертв, как среди комбатантов (участников боевых действий), так и среди гражданского населения.
|
Гуманизм (от лат. humanus – «человеческий») — мировоззрение, в центре которого – интересы человека, его развития и благополучия.
Основные документы МГП были приняты в 1949 г. в одном из крупнейших городов этой страны (учитель показывает на политической карте). Вы узнали этот город и страну?
Женева, Швейцария.
Итак, МГП – это совокупность юридических норм, ограничивающих разрушительное действие войны и военных конфликтов.
Но что это значит? Как конкретно происходит ограничение?
Существует три типа ограничений ведения военных действий (слайд № 2):
- Ограничение по лицам.
- По объектам.
- По средствам и методам ведения войны.
1. Ограничение по лицам
Надо чётко понимать: МГП – правила здравого смысла. Люди, создавшие эти правила не борются за мир во всём мире, понимая тщетность таких усилий сегодня, и не стремятся остановить конкретную войну, а лишь пытаются регулировать вооружённый конфликт, где бы он не происходил.
Опираясь на свой здравый смысл, вы сейчас попробуете сами вывести основные нормы МГП.
3. Какие категории лиц находятся под защитой МГП, вы скажите после этого видеоряда…. (Слайды № 3-9)
- Раненые, больные и терпящие бедствие
- Гражданское население в зоне вооружённого конфликта
- Военнопленные
Вспомним цель МГП:
Ограничение разрушительной силы военных действий, излишней бессмысленной жестокости, предотвращения варварства, мародёрства и других пороков войны, уменьшение жертв …
|
2. Ограничение по объектам
Объекты МГП защищены и обозначены особыми знаками (слайды № 10, 11).
Вы конечно узнали эмблему Международного Красного Креста и полумесяца (красный крест и красный полумесяц на белом фоне).
Объекты ГО (Гражданской обороны), например: штаб ГО или бомбоубежище для гражданских лиц, отмечены таким знаком: синий треугольник в оранжевом квадрате (слайд № 12)
А вот о значении некоторых других знаков вам придётся догадаться.
Что означает белый флаг на поле боя, наиболее древний знак? Прекращение огня, сдачу в плен или предложение вступить в переговоры.
Три оранжевых круга на белом фоне? Подсказка на экране (слайды № 13-15).
Сооружения, содержащие опасные силы (дамбы, плотины, атомные электростанции и др.)
Бело-голубой щит? (Слайды № 16-19)
Культурные ценности (памятники архитектуры, произведения искусства, музеи и др.)
Ещё раз о цели МГП:
Ограничение разрушительной силы военных действий, излишней бессмысленной жестокости, предотвращения варварства, мародёрства и других пороков войны, уменьшение жертв, как среди комбатантов, так и среди гражданского населения. |
3. Ограничение по средствам и методам ведения войны
Как вы считаете, какие существуют сегодня ограничения по средствам и методам ведения военных действий?
Например, использование химического оружия, биологического, мин-ловушек, разрывных пуль и др.
(Слайд № 20) Перед вами фотография, сделанная во время Великой Отечественной войны (ВОВ). Как вы можете её прокомментировать, с современной точки зрения ограничения методов ведения войны?
Привлекать детей к военным действиям в любой форме запрещается.
***
Итак, вы практически сами (!) вывели три типа ограничения МГП: по лицам, по объектам и по средствам и методам ведения войны. (Слайд № 2)
Но чтобы понять историю создания Международного права, мало знать законы, правила, ограничения. История рождения МГП – это люди, события, злодеяния и доблесть.
(Слайд № 21) Довольно редкая фотография: жители Украины встречают немецких солдат в 1941 году. Как видите, на их лицах видна скорее доброжелательность, чем неприязнь. Но очень скоро форма немецкого солдата будет вызывать только ненависть.
Может быть, одна из причин поражения могучей немецкой армии – чрезмерная жестокость к мирному населению. Как следствие – такого размаха партизанского движения история до этого не знала!
Но стоит напомнить, что, не смотря на то, что наши солдаты в годы ВОВ, естественно были небезгрешны, бывало, расстреливали пленных, применяли не только хитрость, но и коварство, особенно при ведении партизанской войны, но в целом, как показывает история, русский народ более великодушный, чем многие другие нации.
Все помнят знаменитые полевые кухни в разгромленном Берлине, где получали кашу и наши, и жители Берлина – недавние враги.
Статистика – вещь упрямая, показывает, что немцев, выживших в советском плену и возвратившихся на родину, было на порядок больше в процентном соотношении, чем русских, переживших плен фашистский. Это означает, что для пленных у нас были созданы более гуманные условия. У нас не было «бухенвальдов». А вот фашизм признавал только свои правила войны.
И здесь возникает вопрос, который появляется каждый раз, когда я касаюсь этой темы: должен ли воин выполнять все требования ведения войны, если противник их нагло попирает?
Это очень важный вопрос. Возможно, ключевой. Не стоит торопить школьников. Дать им возможность осознать связь между вопросом и темой урока. Но и не упустить тот момент, когда кто-нибудь из них подойдёт к мысли:
«Собственные преступления не могут быть оправданы преступлениями других» (что, кстати, закреплено и в документах МГП).
Однако тёмные пятна в истории есть у любой страны. Есть такие пятна и в российской судьбе. Одно из них:
Фото сделано в 1939 году (слайд не включён, так как исчерпан лимит). На нём дружелюбно общаются офицеры советской и польской армий.
Что произойдёт через год? О чём в Польше будут говорить в тысячах публикациях, книг, фильмах и по сей день?
В 1939 году польские войска почти не сражались против Красной армии. И поэтому в советском плену оказалось 130 000 поляков. Часть отпустили домой, часть передали Германии (своему тогдашнему союзнику). Остальных, в основном офицеров, поместили в лагерях НКВД. Странная была ситуация: мы держали в плену 22 000 польских офицеров и не знали – что с ними делать, при этом СССР войну Польше не объявлял, поляки сдались добровольно и не скрывали своей враждебности к Германии и лояльности к Советскому Союзу. Весной 1940 года руководство нашей страны решило «закрыть вопрос» («нет человека – нет проблемы») — в Катынском лесу под Смоленском все поляки были расстреляны. Советское правительство только в 1989 г признало этот факт.
И в Смоленский лес приехала странная группа польских туристов – бабульки, бывшие когда-то молодыми жёнами 20-летних польских офицеров. Они нашли эту поляну и упали там на колени.
Польский офицер З. Пешковский, чудом уцелевший, написал о Катынской казни стихотворение «Молитва», в котором есть такие строки:
Матерь Божья, страждущая и побеждающая,
Ты, что стояла на Голгофе у креста Иисусова.
Я знаю, Ты побывала и в лесу Катынском…
Ты видела, как ряд за рядом падали они в землю,
Словно зёрна пшеницы…
Ты баюкала их тишиною леса,
что и поныне стоит онемелый.
А довелось ли тебе увидеть и тех, кто стрелял,
Кто выполнял нечеловеческий этот приказ?
Ты их хорошо разглядела? И простила их всех?
Да, поступить иначе Ты не могла.
Ты помнила слова, сказанные Сыном Твоим:
«Прости им Отец, ибо не ведают, что творят».
Так помоги же и нам их простить. Аминь.
Ребята, скажите, пожалуйста, а надо ли было мне приводить на уроке именно этот пример? Мало ли образцов военных преступлений в других странах? Мне действительно интересен ваш ответ, потому что я не уверен полностью в своей правоте.
Это внешне рискованный и поэтому нечастый приём педагога – откровенно попросить у детей совета. Но это очень сильный ход. При условии, когда у наставника сложились взаимоуважительные отношения с классом.
Ученики, на моей памяти ни разу не усомнились, в том, что «тёмные» пятна истории не менее важны, чем «светлые» в осмыслении общечеловеческих ценностей.
«Пятна» есть у любой страны. Но величие народа не только в проявленном героизме на поле брани, но и в покаянии. Патриотизм – это не только любовь к родине, но и разделение ответственности за всё, что происходило, происходит, и будет происходить в твоей стране.
***
С цитаты Б. Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле как люди», мы переходим к итоговой части урока. Она пройдёт в стиле «брейн-ринга»: отвечает любая команда, кто первая подаст знак. (Класс делится на команды).
1. Одна из пацифистских организаций в Париже организовала странную выставку. Посетители рассматривали обычные вроде предметы: пачка сигарет, детская игрушка, жвачка в яркой обёртке, плитка дорогого шоколада и др. Чем на самом деле были все эти предметы?
Ответ: Эти предметы были минами-ловушками, жертвами которых чаще всего становится гражданское население, в основном дети (фото безногих детей – жертв «игрушек»).
Вспомним цель МГП:
Ограничение разрушительной силы военных действий, излишней бессмысленной жестокости, предотвращения варварства, мародёрства и других пороков войны, уменьшение жертв, как среди комбатантов, так и среди гражданского населения.
|
2. Греки, захватив Трою, разрешили жителям покинуть город, взяв с собой только что-то одно из своего имущества. Когда троянец Эней вышел из городских ворот, враги были так поражены, увидев – что он несёт на своих плечах, что вернули ему всё его имущество. Что же они увидели?
Ответ: Эней вынес на плечах своего старика-отца.
Несмотря на факт благородства, с точки зрения современного МГП, можно было бы обвинить древних греков в нарушении …. Как называется это воинское преступление сегодня?
Мародёрство.
Ещё раз о цели МГП:
Ограничение разрушительной силы военных действий, излишней бессмысленной жестокости, предотвращения варварства, мародёрства и других пороков войны, уменьшение жертв, как среди комбатантов, так и среди гражданского населения.
|
3. Их было 6 миллионов человек. Когда они поняли, что родина от них отказалась и обратного пути нет, один миллион из них ушёл к Власову. Кто были эти 6 миллионов?
Ответ: Советские военнопленные в годы II мировой войны. Из шести миллионов, взятых в плен (большей частью в начале войны) погибли 3,5 миллиона.
Сталин считал, что «у нас пленных нет, есть только изменники родины». Бойцы Красной армии, сбежавшие из плена, или даже просто вышедшие из окружения, как правило, шли под трибунал. Не имея выбора, многие (1 млн.) попавшие в плен переходили на службу в Русскую освободительную армию (РОА) под командованием генерала Власова (Андрея Андреевича), попавшего в руки к немцам и согласившегося на сотрудничество с ними.
Отношение Сталина к пленным советским солдатам и офицерам (приказ № 270 от 16.08.41) многие считают одним из его самых тяжких преступлений перед своим народом и грубым нарушением международных норм и традиций войны.
4. 1800 год. Битва при Гогенлиндене, где французы разбили австрийцев. 18-летний австрийский командующий эрцгерцог Иоанн, отступая, отдал приказ вывезти с поля битвы всех раненых. Ему ответили, что лазаретные лошади погибли, остались только артиллеристские. «Берите артиллеристские!» — приказал он. «Как? Тогда наши пушки достанутся противнику!» — ахнул австрийский штаб. «Люди дороже бронзы» — отрезал Иоанн.
Когда уже французскому командующему генералу Моро доложили, что неприятель ради спасения своих раненых оставил на поле боя 87 орудий, Моро дал ответ, вошедший в историю гуманизма. Какой приказ отдал французский командующий?
Ответ: Моро приказал вернуть австрийцам пушки, «… чтобы французы разделили великодушие противника».
5. А теперь вопрос-задание. Анри Дюнан, основатель Международного Красного Креста говорил: «Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущее поколение будет рассматривать как безумие». Вообразите, что на календаре не 2011 год, а 3011 год. Идёт урок. Учитель спрашивает учеников: что обозначает древнее забытое слово «война». Ответьте ему. Не упустите, что на календаре 3-тысячный год!
***
Война – это всегда драма, смерть, произвол, ненависть, лишения. Можно ли уменьшить эти бедствия? Во все времена предпринимались попытки предотвратить бесцельные смерти, облегчить страдания людей. Сегодня поведение участников военного конфликта осуществляется с помощью норм международного права. Это означает, что даже у войны есть свои пределы, и она должна вестись по правилам. Возможно, в будущем эти правила будут ещё более ограничивать возможность убивать. Пока наконец не придёт время, когда любая война станет под запретом. Законы МГП – первые шаги к этой давней мечте всех людей, родившихся для жизни.
И последнее. У каждого из нас есть свой «холм камней». Это наши жертвы, брошенные для достижения какой-то цели, которая нам кажется или казалась когда-то очень важной. Но цель не всегда оправдывает средства. И камни Тамерлана ещё раз напоминают нам об этой, может быть самой главной «основе безопасности жизни» (слайд №1).
Конец урока
Комментарии
Это особая тема в курсе 11 класса. И значит, должен быть особый урок.
Воспитание гуманизма, толерантности, человечности – нелёгкая многоплановая образовательная задача, осложняемая сильным влиянием на подростка за пределами школьных стен.
Как известно, человека нельзя ничему научить. Человек может научиться только сам. Задача школы – создать для этого условия. И потому урок, посвящённый милосердию на войне, надо окружить стихами, музыкой, легендами, фактами, примерами, цитатами, фантазией, мыслями – своими и чужими. Чтобы детские души, не рождённые для жестокости, легко приняли гуманитарное право человека, являющееся одновременно и его обязанностью.
«Создать условия» — это и подвести ученика к формулировке правила или определения так, чтобы у него возникло ощущение, что он действительно «сам вывел три типа ограничения МГП».
Но этого мало. Дальше надо представить, что кроется за сухими строчками определения. Законы пишутся для людей. Значит надо показать этих людей. Их страдания, их величие, их позор и покаяние. Показать так, чтобы подросток поверил – такие законы нужны. Эта вера, как цель образования ценнее, чем заученные правила МГП или чего-то другого.
«Повторение – мать учения». Да. Но не любое. Если тупо долбить одно и то же, происходит обратный эффект – притупляется внимание учащихся и информация отторгается.
Пять раз за урок загорается слайд «Цель МГП» (в тексте я показывал его в рамочке). Но каждый раз он связан с новым вопросом или темой. Каждый раз школьник по-новому смотрит на эти строчки.
Обычно этот урок у меня не умещается в 40-минутный интервал. Особенно, если ученики активно вступают в дискуссию со мной и друг другом, при ответе на вопросы. Хотя эти диалоги не включены в сценарий (зачем? у вас будут свои диалоги), они являются стержневыми опорами урока.
Здесь ни слова не сказано об Андрее Сахарове. Но он присутствует в каждой строчке.
***
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
Download (PPTX, 8.44MB)
Евгений Юрьевич Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №7
Татьяна Константиновна Вирячева, преподаватель ОБЖ МОУ СОШ №18
г. Вологда