Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
220303_sk. Исследовательская работа. Личность и судьба А.Д.Сахарова
Введение
Основная часть
Глава I. Начало пути
1.Детство и отрочество А.Д. Сахарова.
Роль семьи в формировании его характера
2. Юность выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще
Глава II.Роль А.Д. Сахарова в создании Ядерного щита Отчизны и гражданское возмужание
1. Стремительная научная карьера и эволюция общественно-политических взглядов
2. Борьба против испытания ядерного оружия, за честный облик ученого
Глава III.Заключение
IV.Список используемых источников и литературы
- I. Введение
Актуальность темы исследования.
Выбранная мною тема актуальна по нескольким объективным причинам:
Во-первых, А.Д. Сахаров одним из выдающихся представителей России Советского периода. Он известен всему миру и как величайший физик-теоретик, который был отцом-основателем водородной бомбы и внес гигантский вклад в развитие ВПК, так и в роли правозащитника, который даже в самые трудные годы боролся против тоталитаризма за торжество конституции и демократических свобод.
Во-вторых, через жизненную призму А.Д. Сахаров, можно увидеть целую эпоху, с закрытой для общественности того времени стороной. В жизни этого выдающегося человека были и такие периоды, как взлет по карьерной лестнице, (лауреат Сталинской и Ленинской премий, трижды герой соц. труда и масса других наград и регалий) тяжелая борьба в оппозиции с властями (лишение всех наград и регалий), и ссылка в Горький и диссидентство, и депутат народного собрания во времена перестройки, и посмертное признание его всем миром, а главное страной. Все эти взлеты и падения, ослабление и ужесточение борьбы за мир, отражают атмосферу целой эпохи. И жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова служит наилучшим примером для исследования, изучения и анализа тех непростых времен.
В-третьих, в работах А.Д. Сахарова можно найти многие решения на ряд сложнейших вопросов современности. Сахаров был пророком, ему было свойственно предчувствовать и предугадывать ход событий как в СССР, так и во всем мире.По прошествии лет мы можем видеть, то что его слова действительно оказались пророческими, и теперь мы можем анализировать и делать выводы, и приходить к тому, что его решения этих проблем были истинными.
В-четвертых, количество его наград, премий и регалий, которые он получил за пределами СССР, еще раз доказывают значимость его вклада в дело мира во всем мире. Следовательно, А.Д. Сахаров является общепризнанным общественным деятелем, на примере которого можно сделать ряд важнейших выводов, воспитывать у подрастающего и будущего поколений нравственные и эстетические принципы.
Всей своей жизнью он показал, что свобода и рабство, апокалипсический ужас и Царство Божие живут сейчас одновременно. Он всегда был свободен, хотя физически всегда был в плену у политиков.
Объектом работы является нобелевский лауреат академик А.Д. Сахаров.
Цель данной работы — комплексное исследование жизни и деятельности А.Д. Сахарова; выявление исторического значения масштаба его личности в рамках СССР и всего мира. Поставленная цель подразумевает постановку конкретных задач работы:
1.Проанализировать основные биографические вехи А.Д. Сахарова;
2.Выявить особенности и этапы профессионального становления А.Д. Сахарова;
3.Определить историческое значение научной деятельности А.Д. Сахарова;
4.Рассмотреть основные направления и содержание общественной деятельности А.Д. Сахарова;
5.Сформировать представление о духовном облике, нравственных установках, социально-психологических особенностях А.Д. Сахарова.
Методологическую основу работы составляют системный, объективный и конкретно-исторический подходы, что нашло выражение в изучении феномена биографии одного из представителей научно-технической интеллигенции как индивидуального исторического явления, изменяющегося во времени под влиянием всей совокупности общественно-политических, экономических и культурных процессов и исторических событий того времени. Важнейшим методологическим принципом исследовательской работы явился принцип историзма, обусловивший применение в числе других таких методов как хронологических и историко-сравнительный.
II.Основная часть.
Роль семьи в формировании его характера
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова.Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужества Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки — отсюда греческая фамилия — Софиано Мама получила образование в Дворянском институте в Москве.
Семья отца отличалась от маминой. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений. Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.
Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров стал популярным адвокатом. Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания «Против смертной казни» (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М. ,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что «эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге, кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас».
Таким образом, А.Д. Сахаров, придерживаясь впоследствии мнения о необходимости отмены смертной казни, в известном смысле продолжил линию своего деда И.Н. Сахарова.
Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец — Дмитрий Иванович Сахаров. Окончив гимназию, Дмитрий Иванович поступил на физико-математический факультет Московского университета. Дмитрий Иванович Сахаров являлся автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике. Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова. Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты нескольких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это — высокий интеллектуальный уровень, образованность, умение и желание добросовестно работать, большая ответственность в любом деле, и, главное — гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость.
Юность, выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще.
Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. Он с отличием окончил школу в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ашхабаде. Получив диплом со специальностью. «Оборонное металловедение» А.Д.Сахаров был направлен на военный завод в город Ковров и выехал по назначению». Тогда же он «написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв».Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, «эти первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику».Безусловно, данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для развития его как ученого, так и общественного деятеля. Ведь именно в детском и юношеском возрасте начинают формироваться и складываться жизненные принципы. Благодаря родителям, Андрей Дмитриевич получает хорошее образование и с легкость поступает в университет. Немалую роль в становлении Сахарова, как ученого играют Вузовские преподаватели, которые помогают ему с отличием окончить университет и начать работу в качестве физика-теоретика.
Борьба против испытаний ядерного оружия, за честный облик ученого
В 1958 г. СССР на некоторое время прекратил в одностороннем порядке ядерные испытания, однако вскоре было принято решение об их возобновлении. Андрей Дмитриевич выступил с решительными возражениями и предложил:
1) не начинать ни в коем случае испытаний в течение года с момента заявления Хрущева (с учетом того, что год — это срок, названный американцами и англичанами как достаточный для них);
2) пересмотреть конструкции намеченных к испытанию изделий, сделав их настолько надежными, чтобы их в принципе можно было принять на вооружение без испытаний;
3) отказаться от доктрины, что никакое изделие не может быть принято без испытаний, как недостаточно гибкой, догматической и не соответствующей реальности наступающей «безиспытательной» эпохи;
Однако несмотря даже на поддержу И.В.Курчатова, который специально летал к Н.С.Хрущеву в Ялту, предотвратить испытания не удалось. Политики не пожелали прислушаться к голосу ученых. В 1959, 1960 и первой воловине 1961 г. СССР, США, Великобритания не производили испытаний термоядерного оружия. «Это был так называемый мораторий – добровольный отказ от испытаний, основанный на некоей неофициальной, договоренности или сложившейся де-факто. В 1961 г. Хрущев принял решение, как всегда, неожиданное для тех, к кому оно имело самое непосредственное отношение, — нарушить мораторий и провести испытания».
III.Заключение.
Андрей Дмитриевич Сахаров является уникальным человеком, подтверждением этого служит вся его жизнь и деятельность.
Он был высоконравственным, моральным человеком. Несомненно, большое влияние на становление его как личности, оказала семья и окружение. А.Д. Сахаров в будущем посвятит себя делу мира и гуманистическим идеалам.
Андрей Дмитриевич проявил себя как высококлассный физик-теоретик, подавая большие надежды еще в университете, в полной мере проявил себя в роли сотрудника лаборатории под управлением И.Е. Тамма. Его большой потенциал был виден уже сразу после окончание ВУЗа. А.Д. Сахаров совместно с коллегами совершил настоящий переворот в науке, создав водородную бомбу, что позволило создать ядерный щит над СССР и обезопасить страну от новых попыток оккупации. Несомненно, создание водородной бомбы было лишь трамплином для Андрея Дмитриевича, после окончания первых испытаний водородной бомбы Сахаров постоянно занимается ее модернизацией, параллельно с этим ведутся работы по разработке ракет стратегического назначения с ядерной боеголовкой. После первых испытаний Андрей Дмитриевич начинает осознавать опасность излишней ядерной активности на полигонах и вступает в новую фазу своей жизни. Теперь он является яростным противником ядерных испытаний, Сахаров активно начинает вести работу по изучению без испытательных тестов. Таким образом, можно сказать, что вклад А.Д. Сахаров в науку имеет историческое значение. В своей научной работе Сахаров сочетал традиционные методы с новаторскими, что позволяло ему находить решение самых сложных задач. Его постоянное самосовершенствование давало ему возможность заглядывать далеко вперед, он видел поставленную проблему сразу со всех сторон. Как ученого Сахарова можно поставить в один ряд с Курчатовым, Ломоносовым и другими выдающимися деятелями науки. Несомненно, научные изыскания А.Д. Сахарова продвинули отечественную науку далеко вперед.
А.Д. Сахаров выступал в роли общественного деятеля. Большую часть своей жизни Андрей Дмитриевич отдал защите прав человека. Он выступал за торжество демократии и конституционных идеалов. Не оставались без его внимания невинно осужденные, Андрей Дмитриевич выступал в роли их адвокатов, писал ходатайства и прошения, привлекал внимание общественности. Являлся организатором первого в Советском Союзе движения по защите прав человека. Самой значительной премией, полученной А.Д. Сахаровым, стала Нобелевская, что еще раз доказывает значимость его личности. Андрей Дмитриевич стал одним из ярчайших представителей диссидентства в СССР. Против него были организованны клеветческие кампании в советских СМИ, его лишили всех наград и регалий, Андрей Дмитриевич был сослан в ссылку.
Андрей Дмитриевич Сахаров был исключительным человеком, он защищал других не жалея себя. Он нес голос разума и справедливости, всеми своими действиями, пытаясь противостоять беззаконию, царившему в стране и мире. А.Д. Сахаров всю свою жизнь пытался изменить мир к лучшему. Он оставил большой вклад в науке и общественно-политической жизни. К сожалению его признали в СССР лишь после смерти, свидетельством этому может служить траурный митинг на который пришли сотни тысяч людей. Они просили прошения за то, что все это время были глухи и немы и даже не пытались помочь Андрею Дмитриевичу вырваться из цепких лап политиков. Вся его жизнь была драмой, но он, не ропща на судьбу все равно шел к своей цели — гуманному, справедливому обществу. Андрей Дмитриевич Сахаров должен быть примером для будущих поколений.
IV.Литература.
Источники:
а) Произведения А.Д. Сахарова
1.Сахаров А.Д. 50 процентов-это больше,чем просто половина:[Проблема разоружения: Беседа с акад.А.Д.Сахаровым] //Новое время.-1988.-№38
2.Сахаров А.Д. Обрести демократическое сознание:[О проектах изменений Конституции СССР и избирательных законов] //Новое время.-1988.-№45.
б)Произведения современников
3.Амальрик А.А. Записки диссидента. М.: СП «Слово», 1991. 4.Альтшулер Б. Он не был наивен. // Андрей Дмитриевич Воспоминания о Сахарове. Отв.ред. Аверин Е.М.: Терра, «Книжное обозрение».1991
4.Альтшулер Б. А когда упадешь — это неважно. // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Отв.ред. Аверин Е.М,: Терра, «Книжное обозрение».1991.
в)Литература
5.Аксенов В.П., Богораз Л.И. и др. Диссиденты о диссидентстве. Терра. М., 1997.
6.Альтшулер Б.Л. О научных трудах А.Д.Сахарова. Список трудов А.Д.Сахарова // Успехи физических наук. — 1991. — Т.161, N 5.
7.Базаров А. Дурелом или господа колхозники,- Курган ( Зауралье),1997,Т2.
8.Богораз Л.И., Голицын В., Ковалев С.А. Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР. В: Погружение в трясину. Анатомия застоя. М.: Стенд-Пресс, 1995.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РАБОТЕ
Тугушева Динара,
ученица 11 «Б» класса. МОУ СОШ №2 села Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области.
Педагог: учитель информатики Кирасирова Рямзия Л.