Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290300_sk. Сочинение. Опыт осмысления правозащитной деятельности А.Д. Сахарова в зеркале современности
Нобелевская лекция А.Д. Сахарова «Мир, прогресс, права человека» впервые была прочитана автором на очередном съезде Нобелевского комитета 1 декабря 1975 года. В ней академик затрагивал актуальные проблемы современности, которые, по его мнению, требовали немедленного рассмотрения.
С того момента прошло немало времени, и сегодня мне, человеку XXI века, представилась возможность, ознакомившись с материалом той лекции, высказать собственное мнение относительно взглядов и убеждений А.Д. Сахарова. Задача, прямо скажем, не из легких, так как предстоит не только осветить первостепенные задачи, поставленные академиком, но и дать оценку их реализации в современном мире и в том государстве, в котором я живу.
Итак, главная мысль литературного труда А.Д. Сахарова – это единство трех неразрывно связанных целей: мира, прогресса и прав человека. После первых вступительных абзацев, автор начинает рассуждения о первостепенных проблемах общества: изменении окружающей среды и истощении природных ресурсов, глобальной политической поляризации человечества, разоружении. Кроме этого, академик предоставляет нашему вниманию собственный способ их решения.
Рассмотрим первую проблему. Сахаров говорит: «Успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней, но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде и истощению ресурсов». Как же найти выход? Предлагается следующее разрешение: подчинить прогресс контролю разума, который будет выражаться в открытости общества, гласности и свободе убеждений.
Что же, не будем пока рассуждать по этому поводу, рассмотрим вначале выводы Сахарова относительно других проблем.
Вот вторая – поляризация человечества, разделившая последнее на так называемый первый мир («западный»), второй («социалистический») и третий («развивающиеся страны»). Решение академик видит в сотрудничестве между вышеперечисленными странами, которое должно происходить на основе доверия открытых обществ, истинного равновесия.
Третья проблема – разоружение. В этом случае Сахаров предлагает разработать идеальное общемировое соглашение, которое в техническом плане будет подразделяться на два этапа. Первый – ликвидация преимуществ одной стороны над другой. Второй — пропорциональное сокращение вооружений одновременно для всех стран. Чтобы воплотить в жизнь подобные идеи: «Необходимо укрепление международного доверия, совершенный контроль на местах силами международных инспекционных групп. Все это невозможно без расширения разрядки на область идеологии, без увеличения открытости общества».
Итак, проблемы обозначены, решения найдены. Теперь приступим к обсуждению последних. Нетрудно заметить, что все они сводятся к одной цели – защитить права человека на свободу слова и убеждений; которые в свою очередь приведут к открытости общества (его гласности) и доверительному отношению между странами, а то уже верный шаг к разрешению первостепенных мировых проблем.
Лично мне эта мысль кажется утопией. Возьмем хотя бы для примера современную Россию. После распада СССР в 1991 году, у нас официально появилось право на свободу слова и убеждений. Однако, ни одна из трех наиболее важных проблем ХХ века не только не решена, но наоборот, усугубилась еще больше в веке ХХI. Конечно, скажите вы, ведь академик говорил о защите прав человека во всем мире. Но разве это возможно в таком огромном масштабе, если даже в одном государстве этого сделать не удалось.
Почему же?
Потому, что нам мешает бюрократия и конформизм. Они, в свою очередь, душат интеллектуальные и духовные факторы развития общества, а без них невозможен прогресс. Между прочим, это точка зрения все того же Сахарова, и я с ним полностью согласна.
Мне также импонирует мысль академика о важности гуманитарных знаний. Ведь для того, чтобы пользоваться правом свободы слова, нужно, прежде всего, владеть этим словом. Этому нас учит литература. К тому же она помогает нам мыслить творчески. Что же касается свободы убеждений, то их же надо на чем-то основывать. Здесь нам на помощь придет история.
Очень жаль, что в нашей стране мало значения уделяется искусству и культуре. Часто приходится слышать от старшего поколения высказывания о духовной деградации молодого поколения. Это неудивительно, ведь на развитие культуры у нас выделяется лишь 1 % из общего бюджета. Может быть этим обусловлен упадок моральных устоем общества, разрушение семьи и простых человеческих радостей, отрыв от природы и нормальной жизни.
Удивительно, но эта проблема освещена в лекции Сахарова, несмотря на то, что он жил в Советском Союзе, а в той стране культуре и искусству уделялось немаловажное значение, но – не хватало свободы слова и убеждений.
Что же из этого следует? Получая одно, мы неминуемо теряем другое? Наверное, так и есть. Вспомним, хотя бы окончание лекции. Сахаров высказывает точку зрения относительно космологического развития Вселенной, которое повторяется в основных своих чертах бесчисленно множество раз. Из этого следует, что как бы мы не старались и что бы не предпринимали, всегда будут проблемы, над которыми будет биться ни одно поколение, а решить так и не сможет. Прогресс неизбежен, но он всегда только усложняет общество, а значит, никогда нам не достигнуть мирового благополучия и нашего удовлетворения всех человеческих прав. Однако, попробовать «осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели» все-таки стоит.
Турнаева Екатерина, ГОУ СПО «Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова», Фортепианное отдление, 4 курс. Республика Мордовия, г. Саранск