Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290301_sk. Сочинение. Личность и судьба А.Д. Сахарова
«Судьба моя была в каком-то смысле исключительной.
Не из ложной скромности, а из желания быть точным
замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность.
Я лишь старался быть на уровне своей судьбы».
А. Д. Сахаров.
А.Д. Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве в семье Дмитрия Ивановича Сахарова— преподавателя физики пединститута им. Ленина и Екатерины Алексеевны Сахаровой— домохозяйки. Его детство прошло в большой коммунальной квартире. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке.
Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Ему принадлежит основная идея осуществления управляемого термоядерного синтеза. Его мысль о нестабильности протона поначалу казалась нереальной, но через несколько лет мировая наука провозгласила поиски распада протона “экспериментом века”. В равной мере оригинальные идеи он выдвинул и в космологии, дерзнув проникнуть в раннюю историю Вселенной. “Считается, что истинный масштаб и значение человеческой личности видны лишь с расстояния во времени,- пишет академик Р. 3. Сагдеев. В таком случае феномен, явление А.Д.Сахарова — исключение из правила.
Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему было присвоено трижды.
Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире — Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным. Главной чертой личности А.Д. Сахарова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, так как он был гуманистом. И в этом, я думаю, следует искать разгадку тайны личности академика А.Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.
Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высоко духовным чувством. Процветание родины он мыслил как счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.
Эти идеи Сахарова изложены в конце жизни в проекте новой Конституции нашей страны. Они стали как бы его духовным завещанием, в них сконцентрированы главные идеи его мировоззрения. Родина для Сахарова – это, прежде всего люди, граждане. А цель всего народа – счастливая и свободная жизнь. Но счастье он не сводил только к материальному обеспечению, хотя оно, конечно, является обязательным условием свободной жизни. Сахаров считал, что жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, духовно богатой, а также безопасной. И не только для граждан нашей страны, но и для всех людей на Земле. Вот при этих условиях гражданин может стать свободным и счастливым.
Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в нашей стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию. «Как гражданин….я чувствую ответственность за происходящие трагические события» — говорил он.
Нельзя не отметить личное, эмоциональное отношение Сахарова и к проблемам советско-американского ядерного противостояния.
«Я ни на минуту не могу забыть, что все это время сотни тысяч рабочих, тысячи талантливых инженеров и ученых многих специальностей работают по расширению и усовершенствованию систем нападения, которые труднее всего отразить, — с синхронизированным ударом тысяч ракет с разделяющимися мультимегатонными боеголовками и ложными целями, и по созданию фантастически сложных и дорогих систем обороны, служащих тем же целям войны»
К вопросам контроля над вооружениями и предотвращения ядерной войны он возвращается почти во всех своих главных работах.
22 января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, затем без суда и следствия отправлен вместе с женой в Горький — город, закрытый для иностранцев. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали. Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая, чтобы они ни с кем не встречались.
В 60-е гг. ХХ в. А. Д. Сахаров решительно встал на ряды борцов за мир, прогресс и права человека. После издания статьи Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», к нему потянулись многие из тех, кто был оппозиционно настроен к советскому режиму и кто был готов участвовать в правозащитном движении. Фактически с этого времени правозащитное движение нашло в Сахарове своего идейного вождя.
В 1970 г. вместе с группой единомышленников он основал Комитет прав человека. Такой организации, защищающей права человека, в СССР не было никогда. Члены комитета своей задачей поставили защиту людей, которых власти несправедливо преследовали за убеждения, т.е. за то, что люди осмелились мыслить самостоятельно, свободно. Подобной дерзости власти не могли простить. И на членов комитета обрушились репрессии. Сахарова отправили в ссылку на долгие семь лет…
В результате долгих мучительных размышлений он пришел к выводу, что СССР стал тоталитарной империей, в которой совершенно бесконтрольно правит единая партия КПСС.
По мнению Сахарова, СССР достиг огромной военной мощи, мог уничтожить весь мир, держал в страхе все человечество. Но как ученый Сахаров отлично понимал, что вся эта гигантская мощь досталась народу ценой страшных жертв и лишений, перенапряжений всех сил. И он не побоялся открыто, перед всем миром заявить, что уровень жизни советских людей, за исключением узкой группы партийных и военных начальников, крайне низок, а уровень свободы граждан СССР даже ниже, чем у других социалистических стран. В СССР, утверждал Сахаров, нарушаются права человека, не хватает свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и жительства. С болью в сердце он говорил, что многие тысячи советских людей преследуются властями за убеждения – за религиозные верования, за чтение нежелательной властями литературы, за стремление к гласности, правдивой информации. Выступающих за свободу бросают в тюрьмы, лагеря, изгоняют из страны.
Ныне тот период в истории СССР, о котором говорил Сахаров, — 70-е – начало 80-х гг. ХХ в. – называют периодом застоя. А ведь именно Сахаров одним из первых предупреждал, что в СССР начался застой и упадок. Он считал, что причины застоя кроются прежде всего в отсутствии духовной свободы. Без свободы мысли, духа ни одно общество не может нормально развиваться, оно загнивает, разлагается и идет к полному разрушению.
Но Сахаров не только критиковал. Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное, – утверждал Сахаров, – это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».
В марте 1971 г. А.Д. Сахаров направил Л.И. Брежневу «Памятную записку», в которой изложил свои предложения о тех демократических реформах, которые необходимо провести в стране. Через 15 месяцев, не получив никакого ответа, Сахаров передал ее для опубликования за границу, дополнив «Послесловием».
Сахаров обладал, на мой взгляд, вдобавок к другим своим талантам, одним весьма редким: способностью сочувствия человеческим страданиям и несчастьям, где бы они ни происходили — будь то безымянные жертвы ядерных испытаний в атмосфере, разбросанные по всему миру, голодающие африканцы, советские заключенные или палестинские беженцы в Сабре и Шатиле. Было ли это прирожденным даром, или эта способность развилась в нем позднее? Как «отец водородной бомбы» он ощутил себя ответственным за судьбы мира?
Призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию – экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции — вот его основная созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.
В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, начавший в стране политику «перестройки». В 1986 г. Сахаров дважды обращался к Горбачеву с призывом освободить узников совести и прекратить его собственную изоляцию. В конце 1986 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение возвратить Сахарова из ссылки, и 23 декабря после семилетней изоляции А. Д. Сахаров и Е. Г. Боннэр вернулись в Москву.
Последние три года жизни Сахарова были чрезвычайно напряженными. Для многих людей он стал неформальным лидером демократического движения в СССР. А в глазах КГБ — «генератором оппозиционных идей».
В феврале 1987 г. Сахаров принял участие в Московском форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества». В декабре 1987 г. он стал председателем комиссии Президиума АН СССР по космомикрофизике.
В апреле 1989 г. Сахаров был избран депутатом I съезда народных депутатов СССР, принимал активное участие в работе съезда и Межрегиональной депутатской группы, сопредседателем которой он стал. Это была истинная демократическая оппозиция составу съезда. Сахаров выдвинул проект Декрета о власти, который отменял 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС.
В ноябре 1989 г., будучи членом Конституционной комиссии съезда, народный депутат Сахаров представил свой проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Его проект оказался единственным, поданным председателю комиссии Горбачеву.
12-13 декабря Сахаров участвовал в работе II съезда народных депутатов СССР. 14 декабря 1989 г., после напряженного рабочего дня Андрей Дмитриевич Сахаров скончался. Проститься с великим человеком пришли тысячи людей.
Известна такая древняя пословица: «Нет пророка в своем Отечестве». Пророк – это мудрец, призывающий своих современников не забывать о моральных ценностях ради будущего, которое он умеет предсказывать. Пророков плохо понимали во все времена. Их «побивали камнями» — обижали, преследовали, гнали. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения: его объявили пособником западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали.
Но Великий Гражданин не дрогнул. Он знал, что его ждут тяжелые испытания, и ничего не боялся. Мужество тоже было яркой чертой его личности. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы граждан.
Весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле примата общечеловеческих ценностей. Много сил отняло у него политическое противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда оставался искренним и честным.
Я считаю, что судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом. Его жизнь – уникальный пример беззаветного служения человеку и человечеству.
Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле – воин!
Литература.
1.Гранин Д. Нравственный пример. /Советский писатель Ленинградское отделение 1990.
2.Сахаров А.Д. Мир прогресс, права человека: Статьи и выступления. — Л.; Сов. Писатель, 1990.
3.Сахаров А. Тревога и надежда. – М., 1991.
4. Л.Н. Боголюбова Обществознание 9 класс – М., «Просвещение» 2009.
Гришина Наталья, ученица 9 класса. МОУ СОШ № 1 г. Спасска Пензенской области
Педагог: Лазарева И.В., учитель истории