Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290302_sk. Сочинение. «Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской премии А.Д. Сахарова.
У каждого человека есть свои интересы, своя главная страсть в жизни, свой взгляд на мир. Недаром издревле самым сильным противостоянием считали разность взглядов «физиков и лириков». Но в нашей истории есть личности, которые ломают все стереотипы, о которых можно сказать: это Человек с большой буквы.
А.Д.Сахаров стоял у истоков нового мышления и был предтечей начавшейся перестройки в нашей стране и мире. Одним из первых он провозгласил основные принципы новой вселенской нравственности и веры, опирающиеся не только на «вечные» моральные истины, но также учитывающие новейшие достижения науки и техники, глобальные проблемы, возникшие вместе с ускоряющимся развитием нашей цивилизации.
Его вера и оптимизм были основаны на глубоком творческом понимании современных достижений науки о человеке и Вселенной в целом.
В октябре 1975 г. А.Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира, в которой он утверждал: «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими». Нобелевская лекция знаменитого ученого и правозащитника произвела огромное впечатление на слушателей и получила широкий резонанс в мире. Она показала, каких высот достиг А.Д.Сахаров, развивая гуманистическое направление своей деятельности, как далеко вперед шагнуло его мышление, преодолев барьер непонимания, ненависти, страха и вражды.
Андрея Дмитриевича Сахарова мы знаем как великого физика, одного из создателей водородной бомбы в 1953г. в СССР. Его труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации известны всему миру. На первый взгляд, это человек, который создал смертоносное оружие, угрожающее всему живому, угрожающее миру во всем мире.
Несомненно, Сахаров всеми силами старался этот мир поддержать. Он одним из первых почувствовал и осознал возможность общечеловеческой катастрофы — неизбежного результата гонки вооружений, основанной на противостоянии идеологических систем. Свою общественную деятельность он начал с выступления против ядерных испытаний в атмосфере. В разное время он выступал с докладами об опасности термоядерной войны, о необходимости мира во всем мире ради выживания человечества. Он много выступал по проблемам разоружения, являясь единственным независимым профессиональным экспертом в этой области в странах социалистического лагеря. Летом 1975 г. опубликовал книгу «О стране и мире». В октябре 1975 г. Сахаров стал одним из основателей Комитета прав человека. Вместе с единомышленниками он вел активную борьбу за соблюдение прав человека, выступал в защиту политзаключенных, против использования психиатрии в репрессивных целях. Он выдвигал идеи создания демократического и правового государства.
Я полностью согласна с утверждениями Сахарова, что, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению национальных традиций прошлых столетий — нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.
Нельзя не согласиться с тем, что невозможно отказаться от все более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и в таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на нежелательные социальные последствия некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т.п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных, бюрократически действующих под покровом секретности учреждений, все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества.
Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций — шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.
Все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. Военные применения достижений науки, разоружение и контроль над ним — другая столь же критическая область, где международное доверие зависит от гласности и открытости общества.
Свобода убеждений, наличие просвещенного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода печати и других средств информации – все эти условия жизненно необходимы не только во избежание злоупотреблений прогрессом, но и для его поддержания.
Интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, неизбежно приводят к общему интеллектуальному упадку, исчезновению атмосферы творческого поиска, к застою и распаду.
Безусловно, миру жизненно необходимо всестороннее сотрудничество между странами Запада, социалистическими и развивающимися странами, включая обмен знаниями, технологией, торговлю, экономическую, в частности продовольственную, взаимопомощь. Но это сотрудничество должно происходить на основе доверия открытых обществ, как говорят, с открытой душой, на основе истинного равноправия, а не на основе страха демократических стран перед их тоталитарными соседями.
В области международных отношений А. Д. Сахаров исходил из того, что ядерная война, если она возникнет, приведет к гибели всего человечества, и поэтому нельзя допустить военного столкновения между противостоящими великими державами- обладателями ядерного оружия. В силу этого следует переходить от противостояния к совместному решению всех международных конфликтов в обстановке сотрудничества, не гонясь за односторонним преимуществом и рассматривая каждое соглашение как общий успех.
Обсужденная проблемы разоружения, Сахаров предложил ряд идей: создать под эгидой ООН Международный консультативный комитет по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды, более шире использовать войска ООН для купирования международных и межнациональных вооруженных конфликтов.
Мне кажется, что Сахаров обладал весьма редким талантом: способностью сочувствия человеческим страданиям и несчастьям, где бы они ни происходили — будь то безымянные жертвы ядерных испытаний в атмосфере, разбросанные по всему миру, голодающие африканцы, советские заключенные.
Сахаров полагал, что переговоры о сокращении вооружений могут быть эффективны, то есть вести к значительному сокращению ядерных, и не только ядерных, арсеналов, только в условиях стратегического равновесия. Сахаров настаивает на том, что Запад должен отказаться от ядерного оружия как инструмента сдерживания советской угрозы, в частности в Европе, где силы Варшавского договора многократно превосходили силы НАТО. Вместо этого, для поддержания стратегического равновесия, Запад должен восстановить там баланс обычных вооружений, несмотря на сопутствующие тому социальные и экономические издержки.
Я считаю, что планетарность мышления Сахарова происходила также от убеждения в неразделимости судеб человечества, которое он разделял со своими предшественниками — Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором. Мы все в одной лодке — и погибнем, и спасемся только вместе. И последнее — Сахаров верил в то, что социальный и научно-технический прогресс может и должен облегчить человеческие страдания. Точнее, Сахаров полагал, и это было выражением его демократических убеждений, что свободные люди способны разумно устроить свою социальную жизнь и разумно использовать плоды научного прогресса.
По моему мнению, на этих трех китах — сострадание, «планетарность» и вера в социальный и научно-технический прогресс покоится общественно-политическая позиция Сахарова. Сахаров был, несомненно, одной из ключевых фигур эпохи великого противостояния — эпохи «холодной войны», или «третьей мировой», как ее иногда теперь называют, и его позиция, идеи, взгляды формировались реалиями этой эпохи и формулировались как ответы на проблемы тех дней. Возможно, было бы слишком оптимистично думать, что эта эпоха завершена и что российско-американское противостояние не станет опять ключевой проблемой века. Предполагая, что мир более не вернется к «холодной войне», задаёшься вопросом: «Какова есть и будет судьба идей Сахарова в наступающей эпохе?
С начала 70-х Сахаров все более склонен видеть в Советском Союзе главную угрозу миру и стабильности. К началу 80-х Сахаров приходит к заключению, что стабильность, основанная на взаимном ядерном устрашении, подорвана, в частности развитием советского наступательного ядерного потенциала. «Сегодня мы вновь спрашиваем себя — является ли взаимное ядерное устрашение сдерживающим фактором на пути войны. Почти 40 лет мир избегает третьей мировой войны — весьма возможно, что это объясняется в значительной мере именно ядерным сдерживанием. Но я убеждена, что постепенно ядерное сдерживание перерастает в свою противоположность, станет опасным пережитком. Равновесие ядерного сдерживания становится все более неустойчивым…
В свете этого необходим постепенный и осторожный перенос функции сдерживания на обычные вооруженные силы со всеми вытекающими отсюда экономическими, политическими и социальными последствиями. Необходимо добиваться ядерного разоружения.
Обсуждая вопрос о разоружении, Сахаров отмечал насколько это актуально, так как человечеству реально угрожает гибель в огне термоядерных взрывов. Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем. Та новая фаза межгосударственных отношений, которая получила название разрядки, вероятно, имеет своим кульминационным пунктом совещание в Хельсинки, в принципе открывает определенные возможности продвижения в этом направлении.
Особенно беспокоит Сахарова — это способность власти бесконтрольно мобилизовывать огромные ресурсы для военных и подрывных целей и бесконтрольно применять военную силу. Также Сахарова беспокоит угроза, которую «закрытое тоталитарное полицейское государство, вооруженное сверхмощным оружием и обладающее огромными средствами и ресурсами, представляет для мира». В связи с этим Сахаров не мог не задаваться вопросами о причинах противостояния между Востоком и Западом.
Сахаров первый понял или во всяком случае первый во весь голос сказал, что в
наш век термоядерного оружия это противостояние грозит внезапным уничтожением
всего живого на Земле и указал выход. Борьба за права человека, которую он развил, это не филантропическое занятие досужих интеллигентов, а борьба за превращение нашей страны из диктатуры в демократическое открытое общество, борьба за международное доверие,
преодоление конфронтации, за путь к разоружению. Насилию он противопоставил добро в жизни общества.
В Нобелевской лекции А. Д. Сахаров развивал идею общества, основанного на уважении к
правам человека и на соблюдении этих прав.
В 1975 г. в заключительном акте совещания в Хельсинки впервые официально были отражены проблемы прав человека. Наша страна подписал этот документ, но сколько-нибудь существенного улучшения в этом направлении не произошло, отметил Сахаров Нобелевской лекции. В том же состоянии находятся важные проблемы международного информационного обмена, свободы выбора проживания, поездок для учения, работы, лечения, просто туризма.
«Но требуется большая и упорная борьба, чтобы эти положения акта имели не только декларативное значение. В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке.
Кардинальное решение проблемы преследования за убеждения — освобождение на основе международного соглашения, возможно, решения Генеральной Ассамблеи ООН, всех политзаключенных, всех узников совести в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах. Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество.»
Актуальными являются и сегодня его идеи о том, что мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем. Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов.
Его предложения по осуществлению идей демократического и правового государства во многом совпали с направлениями перестройки в нашей стране, нашли отражение в Конституции РФ 1993 года.
Влияние А.Д.Сахарова на ход развития страны и мира еще требует глубокого и всестороннего анализа. Ясно, однако, что оно огромно и не поддается простой количественной оценке. Оно сместило внутри каждого из нас границу между добром и злом в сторону добра у большинства здравомыслящих людей; оно, конечно, ожесточило убежденных противников демократических преобразований: трудно расставаться с властью, с привилегиями, с предрассудками. Но все человечество стало несомненно добрее под влиянием этой личности. Это вселяет надежду, что дополнительный запас доброты, который он передал человечеству через каждого из нас, и веры в необратимость сотрудничества, взаимопонимания. Толерантности в стране и в мире, хоть в малой степени смогут компенсировать невосполнимость потери этого Человека.
Он — гигант-естествоиспытатель и мыслитель, познавший явления природы, ведущие к управляемому ядерному синтезу и к рукотворному термоядерному взрыву неограниченно большой мощности, развивший глубинное понимание законов космологии, происхождения и развития Вселенной — так же глубоко постиг и закономерности жизни общества, указав пути преодоления катаклизма всеобщей гибели, все еще угрожающей человечеству
Я считаю, что поистине велик тот, чьи способности, горячее сердце и острый ум существуют ради других, во имя жизни на Земле.
ЛИТЕРАТУРА
1.А.Д.Сахаров. works.tarefer.ru › 32/100158/index.htm
2. А.Д.Сахаров. ref.by › refs/32/25196/1.html
3. Андрей Дмитрович Сахаров. Вестн. высш.шк.-1990.-№1.-С.3-5. guru4.narod.ru › ca.htm
4. Реферат Исторические личности А.Д. Сахаров works.tarefer.ru › 32/100158/index.html
5. Андрей Дмитриевич Сахаров ‘НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ «МИР…. yabloko.ru/Themes/History/sakharov_nobel…
Малькова Елена,
ученица 10 класса . МОУ СОШ № 1 г. Спасска Пензенской области
Педагог: Лазарева И.В., учитель истории