Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290303_sk. Исследовательская работа. История диссидентского движения в СССР и А.Д.Сахаров. (Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно)
Содержание
Введение
Диссидентское движение
Первый период развития диссидентского движения
Второй период
Третий период
А.Д.Сахаров
Демократические требования Сахарова
Кампания против А.Д.Сахарова
Правозащитное движение в СССР в конце 70-х — начале 80-х
Последние годы жизни А.Д.Сахарова
Заключение
Литература
Введение
Сегодняшние проблемы закономерно проистекают из нашего прошлого; их не разрешить, не зная того, что было. Необходимо понять и осмыслить опыт предшественников, чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи. Мне бы хотелось поподробнее остановиться на проблемах, волновавших самых образованных людей той эпохи – интеллигенцию, а точнее на тех чьи мысли шли в разрез с общественным мнением – диссидентах, об Андрее Дмитриевиче Сахарове. В 60-е гг. XX в. А.Д.Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс и права человека.
Я считаю, что данная проблема актуальна в наше время. В современных условиях развития России начинает складываться разнообразная мозаика ценностных ориентаций, растет число субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфликтов, поэтому в этих условиях необходимо знать и применять основные нормы прав человека и свободы личности. Также в условиях глобализации и интеграции необходимы единые стандарты по защите прав и свобод граждан.
Цель моей работы: выявить связь диссидентского движения и А.Д.Сахарова, роль этого движения в жизни ученого.
В 1964 году к власти пришел Л.И. Брежнев. Человек осторожный, консервативный. Постепенно обнаружился раскол между политическими верхами страны и значительными группами культурной общественности.
В отечественной и официальной прессе появился термины «диссидент», «диссиденты», которым всегда придавалось ярко выраженное негативное звучание.
Диссидентское движение.
Кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами? Диссиденты (лат. dissidents — несогласный) — термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения Всеобщей декларации прав человека ООН.
Первый период развития диссидентского движения
Первые годы брежневского правления (1964-1967), связанные с усилением наступления на небольшие островки свободы, рожденные оттепелью, положили начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного движения. Основной формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес высшего политического
руководства страны. 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве
состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак.
В январе 1966 года состоялся суд и приговор был жестким: Синявский и Даниэль получили соответственно 5 и 7 лет строго режима.
После суда начал составляться посвященный процессу самиздатский сборник «Белая книга». Ее составление взял на себя Александр Гинзбург — автор одного из первых самиздатовских журналов «Синтаксис».
За арестом писателей последовала достаточно широкая кампания писем протеста. Стало понятно, что оттепель закончилась и перед обществом встала насущная необходимость борьбы за свои права.
Особое впечатление произвело быстро распространившееся по Москве письмо 25-ти виднейших деятелей науки и культуры Брежневу о тенденциях реабилитации Сталина. Среди подписавших это письмо — композитор Шостакович, 13 академиков (в том числе А.Д.Сахаров), знаменитые режиссеры, артисты, художники, писатели, старые большевики с дореволюционным стажем.
В 1966 г. в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и антисталинистами. Наибольшую известность получили в эти годы романы Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». Распространялись мемуары о лагерях и тюрьмах сталинской эпохи: «Это не должно повториться» С.Газаряна, «Воспоминания» В.Олицкой, «Тетради для внуков» М.Байтальского и др.
Второй период
Следующий период в развитии диссидентского и правозащитного движения — 1968год — совпал с удушением «Пражской весны», приостановкой всяких попыток преобразования политических институтов, погружением политической жизни в состоянии застоя.
В начале 1968 г. петиционная кампания продолжилась. Обращения к властям дополнились письмами против судебной расправы с самиздатчиками: Александром Гинзбургом, Алексеем Добровольским, Верой Дашковой. 22 января состоялась демонстрация в защиту арестованных, организованная В. Буковским, и В. Хаустовым, в которой приняли участие около 30 человек.
Наиболее известным выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве. Участники развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!»
Переоценка ценностей, происшедшая в советском обществе в 1968 г., окончательный отказ правительства от либерального курса определили новую расстановку сил оппозиции. Правозащитное движение взяло курс на образование союзов и ассоциаций — уже не только для воздействия на правительство, но и для защиты своих собственных прав.
В апреле 1968 г. начала работать группа, выпускавшая политический бюллетень «Хроника текущих событий» (ХТС). Первым редактором хроники была Наталья Горбаневская. Редакция ХТС собирала сведения о нарушениях прав человека в СССР, положении политзаключенных, арестах правозащитников, актах осуществления гражданских прав.
Усиление репрессий против правозащитников в 1968-69 гг. вызвало к жизни совершенно новое для советской политической жизни явление — создание первой правозащитной ассоциации. Она была создана в 1969 г. Началась она традиционно, с письма о нарушении гражданских прав в СССР, правда, отправленного нетрадиционному адресату — в ООН. Письмо подписали 15 человек: участники подписантских кампаний 1966-1968 гг. Подписавшие заявили, что образуют «Инициативную группу защиты прав человека в СССР» (ИГ). Деятельность ИГ сводилась к расследованию фактов нарушения прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключенных в спецбольницах. Данные о нарушениях прав человека и количестве заключенных отправлялись в ООН и на международные гуманитарные конгрессы.
В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Сахаров, все трое — физики. Комитет занимался следующими проблемами: сравнительный анализ обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства; права лиц, признанных психически больными.
Третий период
В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились тенденции, довольно различные по идеалам и политической направленности. Можно выделить, по крайней мере, в общих чертах, три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое.
Три направления были представлены, соответственно, Роем Медведевым, Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным — людьми весьма несхожими, с коренными различиями в позициях по причине слишком серьезных расхождений во взглядах. Но все трое оказались вынужденными противостоять мощи государства, Это было единственное, что их роднило.
А.Д.Сахаров
Андрей Сахаров пришел в политику типичным для СССР 60-х годов путем. Его имени была обеспечена известность даже помимо деятельности в диссидентском движении. Выходец из интеллигентной семьи, физик высочайшего класса, он в 30 с небольшим лет становится самым молодым членом Академии наук, сыграв первостепенную роль в разработке и создании советской водородной бомбы. Размышляя и наблюдая, он лучше узнавал проблемы своей страны и оказался вовлеченным в политические стычки как среди ученых, так и при встречах с руководителями Москвы. В связи с этим в Сахаров был человеком светлого ума и мягкого характера. Но немногие, и менее всего советские руководители, с самого начала поняли, какие запасы твердости может таить в себе подобное сочетание. В своей работе 1968 года, которая осталась одним из самых высоких достижений его мысли, Сахаров, исходя из возникшей в атомный век опасности уничтожения всего человечества в результате его разделения, говорил о «необходимости интеллектуальной свободы» для развития своей страны, отмечал о невозможности достижения решающего превосходства в этой области одной из соревнующихся сторон и о роковой невозможности создания эффективной защиты от новых видов оружия даже «с помощью безрассудно дорогостоящих антиракетных систем. (Из статьи Сахарова “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” 1968г.)
Демократические требования Сахарова
Однако наибольшую известность получил тезис о необходимости «конвергенции» между двумя системами, социалистической и капиталистической. Гибельно рассматривать идеологии несовместимыми в эпоху, когда предстояло использовать во благо «весь положительный опыт, накопленный человечеством», обеспечив условия «социальной справедливости и интеллектуальной свободы». Ни одно из двух обществ не должно замышлять уничтожение другого, но должно осваивать все, что есть в нем положительного. Таким образом, оба общества должны сближаться «в демократическом и социалистическом духе». Демократические требования Сахарова были еще точнее сформулированы в меморандуме, направленном Брежневу в марте 1971 года, он выдвинул предложение о создании Международного совета экспертов по проблемам мира, разоружения, экономической помощи нуждающимся странам, защиты прав человека и охраны окружающей среды — консультативного органа, составленного из людей с безупречной репутацией и авторитетом, особенно ученых. Таким образом, «конвергенция» оставалась руководящей идеей всей сахаровской концепции.
Из “Памятной записки” А. Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Л. И. Брежневу:
Я высказываю мнение, что общество, к осуществлению которого должны быть направлены государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:
а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан.
б) Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.
в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в личной жизни, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.
г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений.
Кампания против А.Д.Сахарова.
В демократическом течении тоже проявлялись более радикальные тенденции, появлялись группы, предпочитавшие революцию эволюции. Многие из них смотрели на Запад как на модель, пример для подражания. Для них демократия представлялась возможной только в этих рамках, они не разделяли мысли Сахарова о переходе к демократии через реформу и эволюцию существующего в СССР общества. В 1973 году в печати была развязана неистовая кампания именно против Сахарова.
«Меня глубоко возмущает поведение академика Сахарова, — отметил академик т.Журков. —В знаменательные дни, когда все честные люди полностью и горячо одобряют ленинскую внешнюю миролюбивую политику нашей партии, …человек, носящий звание академика Советского Союза, призывает страны Запада опасаться «мирного сосуществования на условиях, установленных Кремлем». Я и мои коллеги считаем, что выступление Сахарова в зарубежной печати является враждебным по отношению к советскому народу и партии».
«Это хорошо, — сказал рабочий Гомельского станкостроительного завода им.Кирова т.Каменчуков, — что наши академики в письме так единодушно и убедительно показали истинное лицо Сахарова, дали ему достойную отповедь. Глубоко уверен, что под этим документом готов поставить свою подпись каждый честный советский человек». (Из информация Отдела организационно- партийной работы ЦК КПСС)
« 3. Было бы крайне необходимо, чтобы с академиком Сахаровым встретился один из руководителей Советского правительства. Мало надежды на то, что в результате такой беседы Сахаров изменит свое поведение. Но указанная встреча выбивала бы почву из-под ног у тех, кто пытается сегодня упрекать нас в том, что с таким «уважаемым» человеком (трижды Герой, академик) никто из руководства не поговорил, не попытался его образумить.
…В беседе, возможно, следовало бы твердо заявить Сахарову, что если он не прекратит антисоветские выступления, то может лишиться звания академика и звания Героя Социалистического Труда…» (Из записки Комитета Государственнй безопасности при Совете Министров СССР от 17 сентября 1973 г.) 9 октября 1975 года Сахаров узнал, что ему присуждена Нобелевская премия мира. Ему не разрешили поездку за премией, как «лицу, обладающему знанием государственных тайн». Вместо него 10 декабря премию получила его жена Елена Боннер.
В своей Нобелевской лекции 1975 г. Сахаров сказал следующее: «Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания». Взгляды Сахарова опираются на три аргумента. Во-первых, если государство представляет угрозу для своих граждан, оно будет представлять угрозу и для своих соседей. Во-вторых, уважение прав человека обеспечивает демократический контроль над внешней политикой страны и над военными расходами, и общество не допустит милитаризации экономики в мирное время. И третьим аргументом Сахарова было то, что соблюдение прав человека обеспечивает свободный обмен информацией и идеями между народами, способствует их сближению. Можно назвать и четвертый аргумент: права человека могут (и должны) стать общей ценностью для всех народов, и эта общность ценностей снизит возможность идеологических конфликтов.
Защита прав человека — это ясный путь к объединению людей в нашем смятенном мире, путь к облегчению страданий».
Правозащитное движение в СССР в конце 70-х — начале 80-х
С начала 70-х гг. аресты правозащитников в столице и крупных городах значительно усилились. Начались особые «самиздатские» процессы. Репрессии и судебные процессы к началу 70-х гг. продемонстрировали силу тоталитарной машины государственной власти. Усилились психиатрические репрессии.
Сотни, если не тысячи диссидентов, оказались заключёнными СПБ и обычных психбольниц. Судили в таких случаях заочно, и суд всегда был закрытым.
В середине 70-х годов начался новый этап диссидентского и правозащитного движения, который можно назвать «хельсинским». В 1976 году физиком Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. В неё вошли 11 человек. Аналогичные группы затем были созданы во многих восточноевропейских странах и некоторых союзных республиках.
Власти не скрывали, что против диссидентов широко применяется психиатрия. В феврале 1976 г., например, в «Литературной газете» рассказывалось о «деле Леонида Плюша». Советские врачи признали его невменяемым, а западные — психически здоровым.
Арестованные деятели правозащитного движения исчислялись сотнями. Постепенно основным объектом преследований становилась деятельность ХТС и самиздатская деятельность вообще. Апогеем репрессий стало так называемое Дело N 24 — следствие над ведущими деятелями Московской инициативной группы по защите прав человека в СССР П.Якиром и В.Красиным, арестованными летом 1972г.
Правозащитное движение в СССР было к концу 70-х — началу 80-х практически подавлено. Однако оно все же просуществовало в Советском Союзе более 10 лет, также во многом благодаря Сахарову. Власти понимали, что любые политические репрессии, если они станут известны Сахарову и другим советским правозащитникам, повлекут за собой обращения к западному общественному мнению.
Последние годы жизни А.Д.Сахарова
Андрей Дмитриевич продолжал выступать и письменно, и устно, отстаивая общечеловеческие ценности, защищая права конкретных граждан. Разумеется, концепция международной защиты прав человека была чужда советским властям, и они постоянно обвиняли Сахарова в подстрекательстве к вмешательству в их внутренние дела. В 1980 г. А. Д. Сахаров был лишен всех правительственных наград.
Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в нашей стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию.
22 января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, затем без суда и следствия отправлен вместе с женой в Горький — город, закрытый для иностранцев..
Из письма председателю КГБ СССР Ю. В. Андропову. 1980 г.
«Если спросить ученых, то они решительно скажут, что когда такие крупные ученые, как Сахаров и Орлов, лишены возможности заниматься нормальной научной деятельностью, это приносит человечеству урон… Мы ничего не достигли, увеличивая административное воздействие на Сахарова и Орлова. В результате их инакомыслие только все возрастает… Не лучше ли попросту дать задний ход? П. Л. Капица»
Андрей Дмитриевич трижды (1981, 1984 и 1985гг.) объявлял голодовку. Его помещали в больницу, где он провел за эти годы почти 300 дней, насильно кормили. “Умереть мы вам не дадим. Но вы станете беспомощным инвалидом”,-говорил главный врач больницы О. А. Обухов. Контакты Андрея Дмитриевича с внешним миром осуществлялись главным образом через жену Елену Георгиевну Боннэр, которая бесстрашно использовала для этого поездки из Горького, вывозя тайно статьи, письма, обращения Андрея Дмитриевича. В Горьком А. Д. Сахаров написал одну из основных своих общественных работ — “Опасность термоядерной войны” (1983 г.).
В декабре 1986, по распоряжению М.С.Горбачева, Андрей Дмитриевич Сахаров был возвращен в Москву. Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью. В марте 1989 Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук, став одним из лидеров группы наиболее радикально настроенных депутатов, предложил проект новой Конституции страны.
Умер Андрей Дмитриевич Сахаров 14 декабря 1989 в Москве.
Заключение
Выделив основные предложения А.Д.Сахарова в области защиты прав человека, осознав их важность и значимость, сопоставив его идеи с сегодняшним днем, я пришла к выводу, что идеи А.Д.Сахарова о правах человека, пережили его и его эпоху, и могут оказать влияние на наше ближайшее будущее. Мнение, что права человека не являются внутренним делом государства и их защита не есть вмешательство в его внутренние дела, существенно укрепилось в современном мире. Россия, стало членом Европейской конвенции по правам человека, а его граждане тысячами обращаются в Страсбургский суд. И отвечая на вопрос: «Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно?», я с уверенностью могу сказать «да, стоит». «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2 Конституции РФ). Это положение не только декларируется, но и выполняется в нашей стране. И борцом за эти преобразования несомненно был А.Д.Сахаров, он сыграл огромную роль в их реализации, жертвуя собственными интересами, жизнью, материальным благополучием. Да, к сожалению, часто так бывает, что гениальные идеи могут быть оценены лишь спустя время.
О значении деятельности Сахарова, наверное, лучше всего сказал академик Д.С.Лихачев: «Один праведник может оправдать существование целого народа — вот так, слегка перефразируя библейское изречение, я хотел бы сказать об Андрее Дмитриевиче Сахарове. Не будь его, мы, русские, навеки покрыли бы себя позором. Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил наши честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями, для которых инакомыслие было тягчайшим государственным преступлением».
Весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле примата общечеловеческих ценностей. “Чему учит нас эта нелегкая судьба? – спрашивает А. Н. Яковлев и отвечает.- Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям. И мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно, за справедливость обретенной истины, что и движет вперед человека и человечество”.
Литература
Сахаров А. В борьбе за мир.-М.,1973.
Сахаров А. Мир, прогресс, права человека.-Л., 1990.
Сахаров А. Тревога и надежда. –М., 1991.
Чуковская А. Процесс исключения. –М., 1991.
Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. –Нью-Йорк., 1984 .
Сахаров А. За и против. 1973 год: Документы, факты, события. –М., 1991.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РАБОТЕ
Милёшкина Татьяна Сергеевна,
ученица 11 класса . МОУ СОШ № 1 г. Спасска Пензенской области
Педагог: Лазарева Ирина Викторовна, учитель истории