Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290306_sk. Сочинение. История диссидентского движения в СССР и А.Д. Сахаров (Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно?)
Жизнь – это борьба. Борьба с трудностями. Борьба с предрассудками и непониманием. Борьба с несправедливой политической системой. Но, прежде всего, жизнь – это борьба человека с самим собой. Почему именно с собой? Потому что жизнь – это еще и постоянный выбор. Мы можем смириться с тем, что нас не устраивает. Мы можем отстаивать свои права и права людей. Мы выбираем, как жить! Мы! Только от нас зависит, кем мы будем при жизни: «забитыми непросвещенными рабами» или самостоятельными, умными, стремящимися к прогрессу и просвещению людьми! Да… Жизнь – это борьба и выбор. Но всегда ли человек может сделать выбор? И нужно ли бороться, если ты один в этой борьбе? – вот главные вопросы поднятой проблемы.
Философ Сенека говорил, что общество – это свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого. А если общество нуждается в переменах, то необходим именно один камень, который, обрушившись, вызовет камнепад. В любом обществе есть личности, которые подают пример, пытаются повести за собой остальных.
По-моему все люди делятся по одному существенному признаку: люди большинства и люди меньшинства. К какой группе относится человек – это наполовину условия жизни, обстоятельства, а наполовину предрасположенность: не каждый способен на Поступок! Человеку свойственно стремиться к комфортному существованию, и если ты относишься к большинству, если ты жертвуешь самобытностью ради унификации, спокойная жизнь тебе обеспечена! В каждую эпоху, в каждом обществе были и есть нонконформисты, бунтари, такими людьми в нашей стране стали диссиденты.
Диссидентское движение (слово «диссидент» можно перевести как «несогласный», «инакомыслящий») в Советском Союзе начиналось с многочисленных подпольных кружков , обычно молодёжных. Они стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны в 40-е годы. Новый толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение на нём «культа личности Сталина». С середины 60-х годов диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным. Именно молодёжь, бесстрашная, свободолюбивая, а в чём-то и наивная, начала доступными ей способами борьбу с лживым и жестоким политическим режимом. Вехой в истории этого движения были чтения стихов у памятника Маяковскому. Постоянный участник чтений поэт Юрий Галансков часто читал свой «Человеческий манифест»:
Это – я
Призывающий к правде и бунту
Не желающий больше служить,
Рву ваши чёрные путы,
Сотканные из лжи.
А.Д.Сахаров всю свою юность оставался «вне политики», он не вступал ни в пионеры, ни в комсомол, ни в партию. С отличием закончил школу, в разгар войны закончил Московский университет. Несколько лет работал на военном заводе, а в 1945 году стал аспирантом Физического института имени П.Н.Лебедева АН СССР. В 1948 году А.Сахарова включили в состав группы по созданию термоядерного оружия, которое было успешно испытано 12 августа 1953 года. И на молодого 32- летнего учёного, «отца водородной бомбы», обрушился настоящий водопад наград. За службу Родине, которой «не желает больше служить» поэт-диссидент Галансков, физик-ядерщик Сахаров был награждён Сталинской премией, огромной суммой в 500 тысяч рублей и удостоен звания Героя Социалистического труда. В 1956 и 1962 годах он вновь был удостоен этого звания и стал трижды Героем!
Иногда кажется, что бороться за что-то и, тем самым, доказывать правильность своего выбора невозможно. Можно сослаться на обстоятельства или непонимание, но как же тогда говорить о силе духа и стремлении человека донести светлые мысли и идеи до равнодушного большинства?! А может это все утопия?..
Именно утопией считал Александр Зиновьев идеи Андрея Сахарова. Он относился к нему с нескрываемой иронией и называл «Великим Диссидентом». Критиковал выдающегося ученого за излишнее внимание к проблеме свободы эмиграции из СССР и А.И. Солженицын. Ему казалось, что Андрей Дмитриевич упускает «возможность существования в нашей стране живых национальных сил».
Но довольно критики! А.Д. Сахаров был одним из тех людей, кто не боялся высказаться! Кто стремился показать всем не «кузькину мать», а «силы человеческого разума и духа».
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье. –
пишет Марина Цветаева в одном из своих стихотворений. Мне кажется, что именно до сердец и хотел достучаться А.Д. Сахаров, ведь именно из сердца берет истоки желание помочь людям. И речь идет не только о репрессированных, но и о тех, кто оказался в стране, где стареющая власть стремилась к тому, чтобы контролировать жизнь граждан, не верила в творческие силы народа, преувеличивала мобилизующую роль государственной силы, а не искала понимания и доверия у народа, где «нарастает разочарование. И это разочарование делает невозможным эволюционный путь развития в нашей стране».
Несомненно, Андрей Дмитриевич был очень сильным человеком! Человеком, который, испытав на себе репрессии и гонения, не поменял взглядов, но, мало того, он не прекратил попытки донести свои оппозиционные идеи до общества и воплотить их в жизнь. «Мы одновременно, объявляя себя оппозицией, принимаем на себя ответственность за предлагаемые нами решения», — сказал в своем последнем выступлении Сахаров. Чего не скажешь о власти, «ведущей страну к катастрофе».
Никогда Андрей Дмитриевич не сомневался в верности своих идей. Он упрямо шел по выбранному пути. Он встречал множество преград, но никогда не прекращал бороться за возможность быть понятым и услышанным!
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой –
эта цитата великого немецкого поэта И. Гете стала эпиграфом к статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Как признался сам Сахаров, это выступление стало поворотным и очень широко распространилось во всем мире. Тезисы, которые обозначены в статье являются фундаментальными для всего общества в любое время:
- Разобщенность общества угрожает ему гибелью.
- Человечеству необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков.
В «Размышлениях» он отразил многие общие взгляды думающего меньшинства того времени. Прежде всего, он отстаивал идею интеллектуальной свободы, «свободы непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свободы от давления авторитета и предрассудков». Призывал довести до конца разоблачение культа личности Сталина, высоко оценивал Ленина, Отмечал «нравственное преимущество» восточного строя (социализма) перед западным (капитализмом). «Только социализм поднял значение труда до вершин нравственного подвига», — писал Андрей Дмитриевич. Не противоречит ли Сахаров сам себе, разве можно считать нравственным подвигом создание оружия массового уничтожения?! «Наша работа была исторически оправдана, несмотря на то, что мы давали оружие в руки Сталину – Берия». Он считал, что «равновесие страха» помогло спасти мир от новой мировой войны. Человек смелый, имеющий чувство достоинства, он решается вступить в спор с властью. Он предлагает вручить всю власть над человечеством технической интеллигенции, технократии, создать мировое правительство, которое в широком смысле должно быть очень интеллигентным, а социализм и капитализм будут черпать друг у друга положительные черты. Газета «Комсомольская правда» писала в 1974 году: «…За собой автор резервировал надлежащее место, может быть даже вселенского Цезаря. Сахаров метил в Цезари, а встал на преступный путь».
Уже в 1968 году его отстраняют от секретных работ. Вступив в конфликт с государством, он отказался от денег, полученных от него, 139 тыс.рублей он пожертвовал на нужды медицины. «С 1970 года, — вспоминал он позднее, — защита прав человека выходит для меня на первый план». Академик выступает в защиту прав заключённых, против смертной казни. «Отмена смертной казни особенно необходима нашей стране, отравленной духом жестокости и безразличия к человеческим страданиям», — писал он. Андрей Дмитриевич стал одним из основателей Комитета прав человека, который действовал с 1970 до 1974 года. В этом же году Сахаров, полемизируя с Солженицыным, пишет: «Существующий в России веками рабский, холопский дух я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Защита конкретных людей – это то, в пользе чего я не сомневаюсь».
Какие важные слова! Но если разобщенность общества устраняется всем миром, то свобода интеллектуальная – это дело отдельного государства. Именно эта проблема всегда была в России и остается одной из важнейших до сих пор.
Многие поэты и писатели в советское время вынуждены вступить, как говорили, «наступить на горло собственной песне, в Союзы Писателей, где их творчество было под жестким партийным контролем. Остальные же были либо запрещены, либо подверглись гонениям и репрессиям. Так и сейчас в стране царит негласная, но цензура в СМИ. И Андрей Дмитриевич был прав! Тысячу раз прав! Непривыкший думать народ легко заражается массовыми мифами, «которые в руках лицемеров-демогогов легко превращаются в кровавую диктатуру». Интеллектуальная свобода – это «единственная гарантия научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре».
В Российской истории много темных пятен, еще больше и светлых личностей, таких, как Андрей Дмитриевич Сахаров. Своим личным примером они доказывают нам, что с авторитарным режимом можно бороться и делать это нужно! Пусть не в период борьбы, но их идеи и замыслы будут услышаны, поняты и приняты. Так, к примеру, датой рождения интернета считается 29 октября 1969 года; концепция Всемирной паутины была выдвинута в год смерти Сахарова — 1989. Однако еще в 1974 году в статье «Мир через полвека» Андрей Дмитриевич написал:
«В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности».
Мне кажется, все очевидно. Даже самые нереальные идеи, самые невозможные помыслы найдут свое отражение в будущем. И это будущее будет благодарно людям, которые когда-то смогли представить все это, не побоявшись последствий.
Неужели нет смысла за это бороться? Смысл есть всегда! Даже если ты один! Твое «горячее сердце», твой «развитый ум» найдут приемников, верных, как Левий Матвей и влиятельных, как Понтий Пилат!
Перле Алена, ученица 11 класса МОУ СОШ №53. г. Киров
Педагог: О.А. Халезова, учитель истории