Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290309_sk. Сочинение. Личность и судьба А.Д. Сахарова
Ныне провозглашены и закреплены в Конституции Российской Федерации демократические права граждан, за которые боролись правозащитники 60-80-х годов. Но это не означает, что вопрос о правах человека решен в реальности. На практике эти права сплошь и рядом нарушаются, прежде всего, самим государством. Опыт правозащитников первого поколения представляет интерес для тех, кто выступает за соблюдение законных прав граждан.
Диссидентское движение рассматривается как феномен российской истории XX века. Оно трудно укладывается в привычное представление об общественных движениях: необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание. Диссидентство представляло собой организационно неоформленное, политически неоднородное движение открытого идейно-нравственного протеста передового слоя советской интеллигенции против советской системы. Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Андрей Дмитриевич Сахаров.
Кем был этот выдающийся человек? Чем заслужил он столь разные политические и исторические оценки в истории России?
Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 г. Юность, вероятно, лучшая, но и самая ответственная пора жизни человека. В юности пробуждается самосознание человека. Детство и юность Андрея Дмитриевича прошло в большой коммунальной квартире, где, большинство комнат занимали семьи родственников и лишь часть — посторонние. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке.
После окончания Московского университета Сахаров в сентябре 1942 года был направлен на большой военный завод на Волге, где работал инженером-изобретателем до 1945 года. Работая на заводе, он стал автором ряда изобретений. В 1948 г. А. Д. Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был академик И.Е.Тамм.
В августе 1953 г. на Семипалатинском полигоне была взорвана первая водородная бомба. В 50-е годы А. Д. Сахаров, глубоко озабоченный проблемой биологических последствий ядерных испытаний, начал активную борьбу за их запрещение или ограничение. Его единомышленником в этом стал академик И. В. Курчатов. Крупнейший ученый современности, Андрей Дмитриевич был автором выдающихся работ по физике, ему принадлежит основная идея осуществления управляемого термоядерного синтеза. Представители самых несовместимых областей человеческой деятельности будут считать его своим, как эталон высшей пробы. К 1966 — 1967 гг. относятся первые обращения А. Д. Сахарова в защиту репрессированных.
В 1966 г. Андрей Дмитриевич принял участие в коллективном письме XXIII съезду КПСС против возрождения культа Сталина. В том же году послал телеграмму в Верховный Совет РСФСР против введения статьи 1901 УК РСФСР, открывавшей возможность для преследования за убеждения. Он выступал за отмену смертной казни, за полную реабилитацию народов, подвергшихся депортации в годы сталинских репрессий.
Весь мир знает Андрея Дмитриевича Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле общечеловеческих ценностей. Много сил отняло у него политическое противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, Андрей Дмитриевич всегда оставался искренним и честным. «Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество, создающих у них чувство бессилия, неудовлетворенности и разочарования», — писал Андрей Дмитриевич.
Открытые гонения на А. Д. Сахарова начались с письма сорока академиков, опубликованного в «Правде» в августе 1973 г., и продолжались более десятилетия. Но они оказались не в состоянии сломить его волю, подавить его дух, веру. Андрей Дмитриевич продолжал выступать и письменно, и устно, отстаивая общечеловеческие ценности, защищая права конкретных граждан. В 1980 г. Сахаров был лишен всех правительственных наград.
Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в нашей стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию.
22 января 1980 г. Андрей Дмитриевич Сахаров был задержан, затем без суда и следствия отправлен вместе с женой в Горький — город, закрытый для иностранцев. У квартиры Сахарова, расположенной на первом этаже, был установлен круглосуточный милицейский пост. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали. Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая, чтобы они ни с кем не встречались.
В Горьком Андрей Дмитриевич написал одну из основных своих общественных работ – «Опасность термоядерной войны» (1983 г.), в которой высказал соображения о конкретных путях всеобщего разоружения и его этапах.
Несмотря на отсутствие нормальных условий для научной деятельности, Андрей Дмитриевич в Горьком написал ряд теоретических работ по физике. Некоторые из них открывали новое направление в науке.
Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме президиума Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом. Лишь после активного выступления в его поддержку широких слоев научной общественности при повторных выборах его избрали народным депутатом от Академии наук СССР.
Всякий раз, когда Андрей Дмитриевич узнавал о нарушениях прав конкретных людей в различных странах и регионах мира, он тотчас же активно вступался в их защиту. А. Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира.
Инакомыслие как общественное явление, присущее любому социуму, не исчезло бесследно вместе с крахом тоталитарной системы, а лишь получило новые формы и идейные направления. Идеалы равенства и стремление к справедливости еще не стали всеобщими. Но, я надеюсь, что через два-три поколения людей эти проблемы станут центральными в духовной жизни каждой страны.
Зарезнова Ольга, ученица 10 «А» класса Гимназии №1. Республика Мордовия, г.Рузаевка