Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290310_sk. Сочинение. «Мир. Прогресс. Права человека.» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова
«Я не профессиональный политик»,- пишет А.Д.Сахаров в своей автобиографии в марте 1981 года, когда позади осталось звание лауреата Нобелевской премии Мира как признание заслуг правозащитника в СССР, лишение всех правительственных наград и высылка в город Горький в 1980 году. Читая Нобелевскую лекцию, понимаешь, насколько глубоко и ясно представлял А.Д.Сахаров глобальные проблемы всего человечества. Мне, простой школьнице, довольно сложно оценивать такой труд, но я попытаюсь в своем сочинении написать о том, что меня больше всего поразило и заставило задуматься.
Прежде всего, Андрей Дмитриевич Сахаров — один из немногих, кто в своё нелёгкое время не боялся высказывать своё мнение власти. И как бы она не преследовала его, не препятствовала, всё равно люди услышали его слова о мировых проблемах, о нарушении прав человека, о разоружении и международной безопасности, о международном доверии и взаимопонимании, о борьбе со злоупотреблением властью и «любыми формами подавления человеческого достоинства».
Название лекции «Мир. Прогресс. Права человека»- не случайно. Именно эти три цели академик считал неразрывными и одинаково важными. Но важны они были не только тогда, сейчас они не менее актуальны. Своей лекцией Андрей Дмитриевич обозначил главные проблемы, которые, видимо, всегда будут существовать, с которыми люди обязаны будут бороться, иначе всему человечеству не миновать беды!
Остро стоит в лекции Сахарова проблема мира между странами. Андрей Дмитриевич с тревогой говорит о смертельно опасном оружии, о разобщённости стран, о конфликтах на различной почве. Автор лекции пишет и о решении этих проблем: разоружении (основной, по его мнению, задаче), об открытости стран. Но он сам понимает, что всего этого добиться очень сложно. Ровным счётом, как и сейчас. О какой открытости может идти речь! А сколько конфликтов происходит в арабских странах! Весь Мир с замиранием сердца следит за событиями в Ливии. Никому войны не хочется, но почему-то для её предотвращения так и не нашли эффективного, гуманного и мирного решения. Постоянная нелегальная продажа оружия, вступление в мощные военные блоки, неофициальные тайные сотрудничества государств – разве это события мирного времени?! Выходит, слова Сахарова до сих пор живы!
Одним из показателей развития государства является прогресс. Да, прогресс необходим, с этим нельзя не согласиться, но Сахаров умело раскрыл обратную сторону этого явления. Вместе с ускоряющимся прогрессом « человечество столкнулось с грозной экологической опасностью», с перенаселённостью, а так же с появлением всё более нового и всё более опасного и непредсказуемого оружия. А вот, что он говорит о решении проблемы прогресса и опасности его отсутствия: «Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума»- «золотые» слова, ведь только разум способен предотвратить опасные эксперименты, необдуманные шаги. Каждый учёный обязан думать и о том, чтобы не навредить. Сам А.Д.Сахаров в 1953-1962 годах участвовал в разработке термоядерного оружия, но с конца 50-х годов стал активно выступать за прекращение или ограничение испытаний ядерного оружия. А что же сейчас? Наука шагнула очень далеко: нанотехнологии, компьютеризация, синтезированная пища, передовые технологии в медицине, производстве и даже в образовании. Но всё чаще встречаемся с онкологическими заболеваниями, «дают о себе знать» страшные последствия Чернобыля, а в данное время взрывы на атомной станции в Японии могут обернуться трагедией и для других стран. …
А главным отличием между прогрессом, о котором говорил Сахаров, и прогрессом сегодняшним, является то, что сейчас он характеризуется бешеным темпом жизни. И мы живём ещё «быстрее», куда-то торопимся, наша школьная программа так насыщена объемом, что мы не успеваем выполнять качественно домашние задания, заняться любимым делом. Большинство родителей, заботясь о материальном достатке семьи, целые дни проводят на работе, а на воспитание и общение с детьми не остается времени. Дети предоставлены сами себе, рушатся вековые традиции. Все это не лучшим образом влияет на психологический облик человека. Андрей Дмитриевич в 1975 году уже говорил о «потере социальной и психологической устойчивости общества», об «отрыве всё большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни». Это то, что мы имеем сейчас, примеры результатов такого образа жизни встречаются довольно часто. А «многочисленные уродливые явления» (как их называл Сахаров) в виде преступности, алкоголизма, наркомании и терроризма? Со времён Сахарова ситуация так и не поменялась в лучшую сторону, она лишь ухудшилась. А слова академика через десятилетия остаются очень актуальными. Вот, например, мы и подумать не могли, что компьютеры, предназначенные для быстрой работы, эффективного использования получаемой информации и многих других важных операций, так прочно войдут в нашу повседневную жизнь. Раньше, когда я ещё училась в начальных классах, у нас в деревне компьютер никто не мог себе позволить купить. Всё свободное время детей было занято здоровым образом жизни, тем более, что в деревне и так много занятий: наколоть дров, принести воды, затопить печь. Прогресс «добрался» и до нас!. Теперь почти в каждом доме стоит компьютер, и почти в каждом доме существует проблема у родителей. Прийдя из школы, мальчишки и девчонки садятся за компьютер и погружаются в виртуальный мир игр, попадая в зависимость. Какое наше поколение, воспитанное виртуальным миром?! Неужели технический прогресс разрушает в человеке личность? Ведь не человек, а именно личность способна осуществлять свои права и обязанности, отвечать за свои поступки, духовно расти.
Что же о правах человека?! Андрей Дмитриевич раскрывал проблему нарушения прав человека, особенно среди заключенных. К 1966-1967 годам относятся первые обращения А.Д.Сахарова в защиту репрессированных. А в Нобелевской лекции он называет имена некоторых узников, « за каждым названным и не названным именем – трудная и героическая человеческая судьба, годы страданий, годы борьбы за человеческое достоинство». Об этом мы теперь открыто узнаем из книг В.Шаламова, А.И.Солженицына, и нам трудно представить, как смогли выжить эти люди. Сейчас мы живём в демократическом государстве. Делается всё, чтобы соблюдались права человека: свобода слова и суждений, права на самостоятельный выбор места жительства, свобода печати и телевещания, свобода передвижения, возможность сделать сложную операцию в другой стране (правда у большинства людей нет таких финансовых возможностей). Дело ещё в том, что большинство людей не знают всех своих прав и не умеют их отстаивать, беспомощно стучась в двери чиновников. Мы говорим о правовом государстве, а передовые журналисты пытаются разобраться в причинах нарушения прав семьи и детей, жилищных проблемах, коррупции, преступности, заказных убийствах. Во многом сейчас «правят» деньги, и, к сожалению, где их много, там перестают действовать общепринятые законы морали, совести, справедливости. Государство сделало своё дело – подписало Декларацию о правах человека, а нам остаётся быть людьми со «способностью к разуму, к сохранению традиций, способностью к альтруистической взаимопомощи». Об этих чертах Сахаров упомянул, говоря о человеческих племенах, существовавших тысячелетия назад, но со временем эти качества не стали менее важными, мы только убеждаемся в их необходимости.
Лекция Сахарова несёт глубочайший смысл! Слова Андрея Дмитриевича оказываются справедливы и во многом поучительны. Я думаю, этой лекцией он дал нам начало решения многих проблем современности. А сила его слов была тогда, есть сейчас, и будет ещё очень долго. Главное, что мы можем взять за основу, академик выразил в последнем предложении своей лекции: « создать жизнь, достойную нас самих…» А МИР, ПРОГРЕСС и ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — три вещи, неразрывно связанные друг с другом, в жизни человечества стоят как фундамент всего.
Емельянова Юлия Александровна,
ученица 10 класса МОУ Новленская СОШ
Педагог: Киселёва Т.Н.