Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290311_sk. Сочинение. «Мир. Прогресс. Права человека.» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова
Иногда, когда я смотрю вокруг себя, мне хочется просто закрыть глаза. Не видеть, не слышать того, что происходит… Чтобы не чувствовать, чтобы внутри что-то не болело… Чтобы исчезло это тревожное чувство. Когда я смотрю вокруг, я вижу людей, непохожих на себя, я вижу бесправие, безысходность, нежелание думать о том, что живёшь на Земле не один, что есть и другие. Такие же, как ты, с теми же правами, с теми же желаниями…
Каждый из нас хочет быть свободным, иметь права, быть в полной мере жителем Земли, гражданином Вселенной… Мы часто говорим о прогрессе, стремимся в будущее, хотим развиваться и делать всё новые и новые открытия. Современный мир, казалось бы, движется вперёд: высокие технологии, комфорт, уют… Но чем больше нового приходит в нашу жизнь, тем меньше внимания уделяется Человеку, его сущности, его свободе, его желаниям и внутренним ориентирам. Человек как-то отодвигается на второй план. «Важнее» общество, государство, развитие… В этом огромном масштабе не замечается ущемление человеческих прав. А оно происходит! Постоянно. Подтверждение этого – события в Египте, Тунисе, Ливии. Это яркие примеры борьбы, несогласия современных людей с существующими порядками, и нельзя закрывать глаза. Нужно бороться!
Не каждый способен защищать права, свои или чужие. Иногда мешает скромность, робость, иногда – страх воспротивиться, восстать против «сильных». Только настоящая личность способна выражать своё мнение и отстаивать его, несмотря ни на что, преодолевая все препятствия. Особенно тяжело быть свободным в условиях жёсткого контроля, тоталитарного режима, когда заставляют молчать. Но молчат не все. Находятся люди, которые не могут и не хотят спокойно смотреть на то, как человека загоняют в угол, лишают элементарных необходимых вещей. На то, как человека превращают в безмолвное, безропотное существо. Эти сильные, целеустремлённые люди выражают протест, и страдают, и обсуждаются, и наказываются… Но не сдаются, потому что отступать от такой цели – цели защиты человеческого в человеке – просто нельзя…
Один из самых ярких примеров правозащитной деятельности даёт нам история нашей родины. Каждому из нас известно имя академика Андрея Дмитриевича Сахарова – гениального физика, одного из создателей советской водородной бомбы, правозащитника и диссидента. Мне бы хотелось поговорить об этом человеке именно как о борце за правду, справедливость, мир. Всю свою жизнь А.Д. Сахаров боролся, искал и находил, отстаивал и противостоял. В своих статьях, брошюрах, выступлениях он не боялся открыто говорить о проблемах. Его не страшило наказание, он знал, что прав. За время нахождения в ссылке, в городе Горький, Андрей Дмитриевич провёл три длительных голодовки, протестуя против запрета на выезд за границу его жены, Е.Г. Боннэр (Елене Георгиевне требовалась операция на сердце). Многие известные люди в СССР осуждали Сахарова, писали критические статьи в газетах, называли его врагом, помощником США в геополитической конфронтации. Но правда Андрея Дмитриевича была ясна и понятна многим. По всему миру люди верили в Сахарова, устраивали выступления в его защиту. В его честь назывались площади, скверы, улицы, во многих мировых столицах регулярно проводились «Сахаровские Слушания». Это говорит о том, что деятельность А.Д. Сахарова была необходимой и нужной.
В 1975 А.Д. Сахарову присуждают Нобелевскую премию мира. Кому же, как не ему?! Борцу за правду, гуманизм, свободу и мир. Свою Нобелевскую лекцию Андрей Дмитриевич назвал «Мир. Прогресс. Права человека». Уже в заглавии отражены её основные темы и понятия. Проблемы, раскрываемые Сахаровым, имеют всеобщий масштаб. Положение политических заключённых в СССР, использование ядерного оружия, экологическая опасность, недостаток продовольствия в странах «третьего мира», рост преступности, терроризма, истощение ресурсов Земли – это лишь часть проблем, затронутых в лекции. Каковы её основные положения?
«Наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовём его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны)», — данный факт, по мнению Сахарова, ещё более усиливает опасность существующих проблем, мешает их решению. Только посредством сотрудничества всех государств возможно принятие действенных и нужных решений. Путь к миру, свободе лежит в объединении и взаимодействии стран, в исчезновении между ними резких политических границ. Прогресс человечества невозможен, когда какая-то часть людей испытывает трудности, терпит бедствия, отстаёт в своём развитии. Обособление и усиление роли отдельных могущественных государств или союзов, противоположное пассивности стран «третьего мира», только усиливает угрозу окончательного разделения общества и прекращения взаимодействия между его частями. Это приводит к застою, к тому, что проблемы остаются нерешёнными. Да и найти решения для этих проблем довольно трудно. К примеру, использование химических удобрений, ядохимикатов наносит ущерб почве, но как отказаться от них, если и с их помощью не удаётся обеспечить продовольствием всё население планеты? А что будет, если вернуться к традиционным способам земледелия? А.Д. Сахаров утверждает, что решение этих важных проблем возможно только при активном взаимодействии всего общества, при наличии гласности и интеллектуальной свободы.
«В действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы», — говорит Андрей Дмитриевич. Пренебрежение этими факторами приводит к искажению сути прогресса, делает его односторонним. Исчезает атмосфера творчества, поиска. Человек перестаёт быть творцом. Появляется однообразность, формализация. Следствие – застой и упадок. Вот почему так важна интеллектуальная свобода, позволяющая человеку открыто и без страха мыслить. Вот почему так важны разумные, обдуманные решения, не наносящие вред человеку и человечеству: «Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума».
Следует также обратить внимание на предложение создания под эгидой ООН Международного консультативного комитета по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды, высказанное Андреем Дмитриевичем в лекции: «Комитету, согласно моей мысли, должно быть предоставлено право получения обязательных ответов от всех правительств на его запросы и рекомендации. Такой Комитет явился бы важным рабочим органом для обеспечения общемировых дискуссий и гласности по самым важным проблемам, от которых зависит будущее человечества». Нужно заметить, что такой комитет так и не был создан, хотя мог бы служить очень важным и полезным органом в решении мировых проблем.
Одной из центральных проблем, по словам А.Д. Сахарова, является проблема разоружения. Человечеству угрожает реальная опасность, связанная с возможностью применения ядерного, химического и биологического оружия. Академик предлагает двухэтапную «формулу» разоружения: открытое заявление об объёме всех видов военного потенциала и пропорциональное сокращение объёмов оружия одновременно для всех стран. «Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем».
Заключительная часть лекции посвящена правам человека. Особое внимание уделяется бесправности советских граждан: «В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке — за религиозные верования и желание воспитывать своих детей в религиозном духе; за чтение и распространение (часто простое ознакомление 1-2 человек) нежелательной властям литературы, обычно абсолютно легальной по демократическим нормам, например религиозной; за попытку покинуть страну». Преследуются также и те, кто страдает за защиту всех жертв несправедливости, кто открыто осуждает существующий строй, кто говорит об ужасных условиях тюрем. А.Д. Сахаров называет в лекции имена тех людей, людей невиновных, которых содержат в ужасных условиях советских тюрем и спец-лечебниц.
«Я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии Мира», — говорит академик. Данная фраза, на мой взгляд, свидетельствует о том, что А.Д. Сахаров всегда оставался вместе со своим народом, осознавал себя частью единого целого, понимал, что те, кто страдает в местах заключения, так же достойны премии Мира. Все политзаключённые защищали достоинство в человеке, они пострадали за мир, за правду, за светлое будущее. И в лице академика Сахарова выразился весь советский народ, загнанный властями в угол.
В лекции утверждается мысль о необходимости защиты каждого человека, каждой жертвы. Нужно искоренять каждый случай несправедливости. От этого зависит будущее всего человечества. Путь к этому будущему лежит через реформы, а не через революции, через гуманизм и гибкость, а не через людские жертвы. Главное – уметь применять не силу, а разум. Грубым, жестоким давлением нельзя прийти к прогрессу. Только в уважении, гуманизме, взаимопомощи, сохранении исторической памяти кроется путь в будущее. В любых условиях и обстоятельствах человечество должно сохранять в себе стремление к великой, смутно угадываемой Цели. Разум и совесть должны править каждым поступком человека. «Мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи» и не имеем права распоряжаться жизнями, не имеем права уничтожать в человеке самое важное – человеческое достоинство и человеческую доброту. Мы в ответе за будущее, мы не должны быть безразличными, мы не должны покоряться тому, что убивает в нас свободного человека.
Мы – люди, существа, обладающие огромными интеллектуальными возможностями, но в то же время ранимые и хрупкие. Каждый человек – незаменимая часть вселенной, особый мир, микрокосмос. И, если уничтожить, растоптать человека и человеческое достоинство, то будет ли существовать вселенная?
Человек нуждается в защите, в бережном отношении, и именно такую защиту пытался найти для каждого Андрей Дмитриевич Сахаров. Он, по словам Лидии Чуковской, «в разные периоды своей жизни и очень по-разному, но всегда искал «петушиное слово» для всего человечества и для каждого человека: «Осторожнее! Бьётся!»…
Яблочкина Алина Олеговна, ученица 10«А», ОУ СОШ №14. Самарская область, город Сызрань
Педагог: Зимина Анжелика Игоревна