Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
300308_sk. Исследовательская работа. Права человека- залог существование человечества
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
І. Эволюция прав человека.
ІІ. Права человека как главная ценность цивилизации (на примере России).
1. Правовое государство как необходимое условие реализации
прав человека.
2. История развития правового государства в России
3. Обеспечение прав человека в современной России
Заключение. Залог будущего человечества в соблюдении прав человека
Библиографические ссылки
Использованная литература
Вступление
Права человека являются одними из важнейших общечеловеческих ценностей, выработанных практикой всей человеческой цивилизации. Они несут идею справедливости и гуманизма. Только благодаря их признанию человечество существует и поныне.
Цель моей работы доказать, что обеспечение прав человека в нашей стране сегодня – просто жизненно необходимо.
Для того чтобы доказать это я хочу обратиться к истории человеческой цивилизации начиная с её истоков, а так же к идеям философов и социологов изучавшим вопросы связанные с правами человека. Прежде всего, это идеи Дж. Локка — о естественных правах человека и И. Канта — о правовом государстве. Работы Т. Спенса, Т.Ходжскинска, Э. С.Сиейса. – о гражданском обществе и, конечно программный документ Великой французской революции – Декларация прав человека и гражданина(1789).Эти идеи были продолжены в трудах многих исследователей – социологов.
История показала, что без соблюдения прав человека (хотя бы некоторых из них) человечество не смогло бы выжить. Признание такого права как право на жизнь привело к формированию первого регулятора человеческих отношений – норм морали.
«Золотое правило» морали гласит: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Фактически это есть признание равенства в правах. Ещё до возникновения цивилизации, в первобытном обществе сформировались главные нормы – забота о ближнем и, прежде всего, о слабых и немощных. Ведь они тоже имеют право на жизнь. Каждый человек когда-нибудь будет старым и немощным. Так люди обеспечивали себе человеческое существование.
Права человека как ценность представлены в религиях, особенно в религиях спасения: зороастризме, конфуцианстве, христианстве, исламе, буддизме. Религии спасения основаны на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости. И для того чтобы получить божье благоволение, нужно совершенствовать себя и окружающий мир.
Главные заповеди Христианства – «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя» обеспечили ценность самого человека и
человеческих взаимоотношений на основе добра, любви, взаимоуважения, то есть признание прав человека. В письме Н. В. Гоголю В. Г. Белинский писал, что Иисус Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства[i].
Даже в первых государствах, которые характеризуются, как восточные деспотии есть элементы ценностного отношения к правам человека.
Конечно первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Но даже при явном неравноправии, которое, впрочем, считалось в те времена вполне естественным, государство вовсе не лишало полностью своей защиты низшие слои общества. Даже рабы при всей тяжести их положения имели определённые права. В Египте они могли искать убежища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволялось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами. Это означает, что даже в восточных деспотиях наблюдается ценностное отношение к определенным правам человека.
Античность является колыбелью современной цивилизацией и поэтому многие ценности такие как: гражданские права и свободы, плюрализм, частная собственность сформировались именно здесь.
Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную культуру. Большую роль в ее становление и в расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности. Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности – к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций. Права человека – гражданина полиса находились под охраной государства.
Итак, мы видим, что даже на заре цивилизации, когда нормой были стремления к подавлению и угнетению других, тем не менее, были и другие стремления: обеспечить, хотя и не в равной мере, определённые права человека.
Первыми акциями в ряду событий, приближавших торжество прав человека, явились принятие английской «Великой хартии вольностей» (1215 г), провозгласившей некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам, и Билля о правах (1689г). Большой шаг к осуществлению прав и свобод человека был сделан в эпоху Возрождения (в Италии- ХІV – ХVI вв., в Западной и Центральной Европе — конец ХV – начало ХVII в.). Провозглашается приоритет принципа гуманизма, поставивший раскрепощенного человека в центр бытия.
Новое время дало новые ценности, среди которых были и права человека. Такие философы как Дж. Локк, А. Фергюсон, С Пуфендорф, И. Кант высказали революционную идею о приоритете прав человека над государством. Наиболее радикально по этому поводу высказался идеолог американской революции Т. Пейн, автор знаменитого памфлета «Права человека». Особенно сильный импульс к поискам истолкования данной проблемы дала формулировка немецкого философа И. Канта всеобщего нравственного закона (категорического императива), или безусловного общечеловеческого правила, которым должен руководствоваться человек независимо от его происхождения, социального положения и даже от обстоятельств. Согласно этому закону к любому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству.[ii]
Отсчет истории прав человека в их нынешнем виде следует вести от Декларации независимости США и Великой французской революции. Вскоре после 14 июля 1789года Национальное собрание Франции проголосовало за Декларацию прав человека и гражданина.
Первый Конгресс США утвердил Билль о правах в виде десяти поправок к Конституции, принятых в 1789 году. Эти десять поправок определяют фундаментальные права и свободы каждого гражданина и запрещают правительству проводить в жизнь законы, нарушающие эти права. Наиболее важная из этих поправок – первая – гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народов мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений»
По окончании Второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо неправовые, диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им потребны послушные сателлиты на мировой арене. Подавление прав человека в отдельных странах – очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть. Вот почему страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…».[iii]
ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.
ХХ век вошел в историю человечества как век, в котором были достигнуты небывалые успехи в области защиты прав и свобод человека.
Проблема прав человека – проблема не только нашего времени. Это одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия. Идея прав и свобод человека намного опережала реальные политические условия их осуществления.
Несколько слов о понятиях «право» человека и «свобода».
Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.[iv] Свобода человека (в том виде, в котором употребляется в документах о правах человека) – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).[v]
В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 году, около семидесяти таких договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.
В полной мере права человека, реализуются в правовом государстве, и гражданском обществе и характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке».
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений[vi].
Из определения правового государства можно увидеть, как сильно оно связанно с правами человека, которые закреплены в нормах права. Поэтому одним из подходов в определении права является естественно-правовой. Принято считать, что естественное право человека возникло объективно, из самой природы человека, общества. Оно выражают присущие человеку притязания на свободу и проявляются в неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения правах: на собственную жизнь, на свободное определение своей судьбы, на личное достоинство и личную неприкосновенность и на свободу. Естественное право выступает в качестве неприкосновенность и на свободу. Естественное право выступает в качестве идеала и, одновременно, критерия свободы и справедливости.
Немецкий философ – А.Шопенгауэр, опираясь на «золотое правило» морали, значительно расширил рамки его действия и создал по существу новое правило: «Никому не вреди, но всем, насколько можешь, помогай»[vii]. Это означало признание человеком наравне с собственными правами и прав остальных сограждан. Так постепенно в сознании политиков, ученых и идеологов родилось понимание неразрывной связи между политикой и моралью, хотя и не означавшей их полного слияния. Как отмечал русский философ И. А. Ильин, правосознание отнюдь не сводится к тому, что человек просто «сознает» свои права[viii]. Осознавая свои права, он должен осознать и свои обязанности, сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать и уважать. Правопорядок представляет собой как бы живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей, связывает людей друг с другом на основе взаимности. Отстаивая свои права, человек вместе с тем должен вменить и себе в обязанность признавать и соблюдать прав других. Это значит, что правосознание предполагает соблюдение человеком прав и закона, т. е. законопослушание.
Идеи о правах человека, правовом государстве и гражданском обществе не чужды российской общественно-политической мысли. И не следует думать, что к ней обратились лишь в конце ХХ века. Развитие элементов правового государства в истории России прослеживалось на протяжении тысячи лет, но не привело к формированию законченной и оформленной системы.
В период ранней государственности, высшим органом власти на Руси, опиравшейся на силу обычая и нравственных норм, было народное собрание (вече). Оно созывалось как племенной верхушкой (старейшинами), так и рядовыми соплеменниками.
В Х – ХІ века в Киевском государстве во главе стоял Великий князь, принимавший решения совместно с Советом дружины.
Значительные изменения произошли при Ярославе Мудром. С его именем связано создание первого сборника постановлений о суде – Русской Правды.
Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха. Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинении «Поучение детям». В нем прослеживается очень четкая гражданская позиция. Мономах советует будущим Великим князьям не допускать в стране «беззакония» и «неправды». Вершить правосудие у него равнозначно понятию действовать «по правде», поэтому «оправдывать» означает – судить по закону. Судебные функции Мономах предлагает осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения, — вдовам, сиротам, бедным и т.д. Отрицая кровную месть, он полностью отказался от смертной казни как наказания за преступления. «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его». Даже если по тяжести своих дел кто и будет достоин смерти, то все равно «не погубляйте никоторая же хрестьяны»[ix].
Одним из древнейших русских произведений является «Слово о полку Игореве». Прежде всего, оно патриотического содержания, но идея прав человека проходит красной линией через все произведение. Автор «Слова» не чувствует себя человеком зависимым, подневольным, выполняющим чей-то заказ. Это не придворный льстец и не угодливый сочинитель славы своему князю. Это и не составитель печальной элегии, оплакивающей поражение русских. Автор «Слова» выражает свою гражданскую позицию и заявляет о праве каждого на мирный труд, а обязанность правителей заботиться о подданных, что, прежде всего, означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли. Но страна стояла на пороге больших потрясений. На Русь надвигались огромные орды кочевников. Самым страшным был «Батыев поход», который закончился победой над Русью и установлением ордынского ига, но упорное сопротивление, которое оказали Батыю русские люди, имело важные последствия. Русь не стала ордынским «улусом», сохранила собственное управление, культуру, веру. В исторической перспективе это создавало возможности для самостоятельного развития страны и для борьбы против завоевателей. Уже в середине XIII века по русским городам прошла волна антиордынских выступлений. Но серьезная борьба с захватчиками начнется только с возвышения Москвы, которая будет объединять Русь под своим главенством и выступит в роли защитницы народа, гаранта его права на суверенитет и независимость.
С Ивана ІІІ начинается история российского самовластия, которое первоначально имело форму самодержавного произвола. Особенно антигражданскую направленность носили политические идеи Ивана IV. Его политическая доктрина складывалась в обстановке организованного террора и, главным образом, ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестоких форм политического режима, а не защиту единодержавия, поскольку для возврата к феодальной раздробленности уже не было причин.
Итогом царствования Ивана ІV стало Смутное время. Страна могло потерять независимость и это вызвало большую политическую активность. Русские люди, активно участвовали в народных ополчениях, что говорит о начале формирования правового самосознания.
В Соборном уложении Алексея Михайловича (1649г) в России оформилось самодержавие, и царь отныне стал выступать гарантом законности и правопорядка. Но в этом документе, также оформилось и
крепостное право – одно из величайших нарушений прав человека. Но даже в крепостном праве зависимый крестьянин не лишался права на жизнь, так как закон не позволял помещику лишать жизни своих крестьян.
Екатерина ІІ, имевшая обширную переписку с мыслителями эпохи Просвещения, первой задумалась о соотношении закона и воли государя. В 1767 году была образована Уложенная комиссия – прообраз российского парламента. Но в условиях усиливающегося абсолютизма работа этой комиссии оказалась безрезультатной. Лишь при Александре І идея учреждений парламентского типа нашла воплощение в проекте М.М.
Сперанского о создании законодательного собрания – Государственной думы, но проект не осуществился.
В начале ХХ века страна обрела свой парламент – Государственную Думу. Но как только в обществе нарастала напряженность, царь разгонял Думу. В царской России никогда демократия не лежала в основе закона. После событий Октября 1917 года в нашей стране были приняты четыре конституции: в 1918 году – Конституция РСФСР, а в 1924, 1936 и 1977 годах Конституция СССР. Но и в них основная роль в управлении государством отводилась не народу, а Коммунистической партии.
Идея верховенства закона появилась лишь в условиях полного обновления законодательства с середины 1980-х – начала 1990-х гг. Закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений.
Нынешняя Конституция – это первый в России по-настоящему демократический документ.
Конституции могут быть трех видов. Это может быть конституция идеологическая, какими были все советские конституции. Это может быть конституция власти, главная задача которой – распределение властных функций и полномочий. К такой конституции относится, например, американская конституция. И последний, самый передовой, тип конституции
– это конституция человека. В центре такого основного закона должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы. Мы, пережившие тоталитарный режим, сумели создать Конституцию Человека.
Наша Конституция базируется на нравственных ценностях: «вера в добро и справедливость»; ценностях демократии: «утверждая права и свободы человека», «возрождая … государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы»; ценностях социального мира: «утверждая … гражданский мир и согласие»[x] и т.д. Главная цель основного закона России – признание, соблюдение и защита человека, его прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»[xi].
Говоря об основных задачах Конституции, следует отметить, что они напрямую связаны с целью, потому что, правильно поставив задачи и настойчиво претворяя их в жизнь, можно достичь поставленной цели.
Итак, три главные задачи Конституции:
1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
2) упорядочить государственную власть;
3) утвердить правосудие.
Таким образом, в Конституции РФ закреплена и гарантирована (глава 2) вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.
Поэтому в нашей стране есть главное условия для того, чтобы права человека стали реальностью, а не мифом. Но для этого нужны и другие условия, которые пока не сформированы или слабо сформированы.
Во-первых, условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения правового самосознания, ориентированного на высокие идеалы прав человека. В настоящий момент Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистической системы ценностей поставлена под вопрос ее либеральная альтернатива. Наиболее очевидное проявление
кризиса – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров.
Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, в значительной степени утрачено естественное для прочной общественной морали представление о связи прав с общественными обязанностями и гражданским долгом, личной свободы с общественными интересами.
В упадок пришла не только общественная мораль. Подавленны механизмы консолидации общества как единого целого: прочные социальные связи и готовность к солидарным действиям; сознания общего дела и образ общего будущего; способность осознавать наличие прав не только у себя, но и у других людей.
Во-вторых, упадок общественной морали и нарастающая атомизация общества не могут быть оставлены без активизации социальной политики государства и приоритетного внимания к воспитанию подрастающего поколения.
Будущее страны во многом определяется степенью вовлеченности молодых в общественную жизнь с обязательной защищенностью в политических, юридических и социальных правах. Коммерциализация образовательных учреждений, новые принципы деятельности средств массовой информации, недооценка важности патриотического, правового, нравственного и духовного воспитания привели к негативной переориентации некоторой части молодых граждан. Но большинство молодых людей занимают активную жизненную позицию. Они и являются опорой в формировании правового государства и гражданского общества в России.
Таким образом, государство, как заинтересованная сторона, должно создать для этого условия.
- Прежде всего, рассмотреть действующее законодательство и внести изменения, направленные на расширение социально – правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления; от пропаганды насилия, жестокости, сексуальной вседозволенности, потребления наркотических средств и психотропных веществ.
- Прекратить практику финансирования образования по остаточному принципу.
- Стимулировать работу учителя (ведь не секрет, что профессия учителя сегодня является не престижной и часть тех, кто работает в школе пришли сюда не по зову сердца, а потому, что не смогли устроиться на выгодную высокооплачиваемую работу). Создать материальную и моральную заинтересованность в учительском труде.
- Установить строгий контроль над содержанием учебников для школ.
- Создать на телевидении молодежный канал (без рекламы).
- Решить проблему беспризорности (это социальное явление – вопиющее нарушение прав маленького человека).
Со стороны общества также должны делаться определенные шаги. Гражданское общество характеризуется наличием активных негосударственных объединений граждан, способных вести диалог с властью и с другими общественными объединениями. Эти объединения должны исполнять роль, просветительскую, пропагандистскую и, в какой-то степени, контролирующую, формирующую общественное мнение. Основой этих объединений должно стать моральное самоуважение и слияние собственных интересов с интересами других. Это должны быть альтруистические объединения. И чем больше будет таких объединений, тем быстрее наше общество станет гражданским.
Заключение
Наше общество находится в сложном переломном моменте. Сумеем ли мы отойти от принципов, которые сложились в страшные девяностые ХХ века (например, такой принцип: «живи для себя, наплюй на всех и в жизни ждет тебя успех»)? Сумеем ли восстановить коллективистские взаимоотношения, так необходимые для гражданского общества? Сумеем ли сделать права человека реальными правами, на защите которых стоит государство?
Вопросов много, а ответ один: надо суметь. От этого зависит наше будущее.
Если ХХ век вошел в историю как век, когда права человека стали признанными общечеловеческими ценностями. То пусть ХХI век станет веком, когда права человека станут главным принципом организации жизни всего человечества и России в частности.
[1] Лунин Б.В.Живые страницы. – М.,1972.
[1] Философская энциклопедия. – Т.5.М.,1970.
[1] Там же
[1] Никитин А. Ф.Политика и право. – М.,1996.
[1] Там же
[1] Там же
[1]Там же
[1] Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. — М.,1994.
[1] Там ж
[1] Повесть временных лет. С.157.
[1] Конституция РФ. – М.,2002.
[1] Там же
Список литературы:
- Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. М.,1994.
- Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М.,1998.
- Конституция РФ. М., 2002.
- Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М.,2000.
- Никитин А.Ф. Политика и право. М.,1996.
- Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М.,2001.
Парамзин Иван,
ученик 10 класса МОУ “Кытмановская средняя общеобразовательная школа № 2”
Педагог: Грабарь Т. Н.