Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310301_sk. Сочинение. «Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова
Если говорить о Сахарове, то можно назвать этого человека феноменом эпохи. Остается лишь поражаться, как, несмотря на все, могло взмывать творчество ученого, поднять его так высоко, а главное — сохранить в нем независимость ума и духа.
В 1975 году Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира. Его Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека» поражает дальнозоркостью, предвидением будущего, прогнозированием общественного развития.
Мы живем в век научно-технической революции, в век, когда темп развития общества, его прогресс зависят от знаний. Знания нужны сейчас всем. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать ее богатствами, управлять современной техникой. Сейчас учатся все. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем.
Знания – сила. Мы часто слышим это изречение. Оно с каждым годом приобретает все большее и большее значение. Чтобы жить светлой и счастливой жизнью, человек должен много знать, уметь работать головой и руками. В настоящее время нужны люди сообразительные и изобретательные, с большими знаниями. Человек с большим запасом знаний живет увлекательней, лучше справляется с работой, делает ее творчески.
Но если посмотреть на деятельность человека создается впечатление, будто началось попятное развитие земли к первичному ее состоянию, которое было на заре геологической эры. Регресс вместо прогресса! Растут стихийные разрушительные силы. В реках, озерах, морях гибнет отравленная рыба, из-за неумелого использования земель мы ежегодно теряем тысячи гектаров плодородных почв. Не случайно в своей статье «Мир. Прогресс. Права человека» А. Д. Сахаров поднимает экологическую проблему: «Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью».
Но от загрязнения окружающей среды страдает не только природа, но и сам человек. Иначе быть не может, ведь он — составная часть самой природы. Противодействовать этим губительным процессам может только регуляция человеком природных ресурсов. Поэтому в
статье Сахаров указывает, что «важнейшая проблема охраны среды — один из примеров, где особенно ясна роль гласности, открытости общества, свободы убеждений».
В послевоенное время остро стоял вопрос обострения отношений между СССР и США. Так возникло понятие «холодная война», которая способствовала возникновению новых видов оружия. В своей лекции Сахаров поднимает вопрос разоружения. «Необходимо укрепление международного доверия, совершенный контроль на местах силами международных инспекционных групп. Все это невозможно без разрядки на область идеологии, без увеличения открытости общества». Присутствуя на испытаниях водородной бомбы и другого оружия, он понимает, что каждое новое испытание, вследствие повышения общего уровня радиации в атмосфере Земли, влечет за собой в будущем новые жертвы людей. Именно эти соображения и переживания привели к тому, чтобы выступить за запрещение испытаний.
Я горжусь политикой своего государства, которая направлена на полное ядерное разоружение и призывает к этому остальные страны. В Казахстане существовал Семипалатинский ядерный полигон, аналогов которому не было в мире. В 1991 году Президент РК Назарбаев Н. А. подписал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.
Последняя часть лекции посвящена проблеме прав человека. Сахаров рассматривает проблемы международного информационного обмена, свободы выбора страны проживания, поездок для учения, работы, лечения, туризма. Сахаров открыто заявляет, что «международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания». Он требует «свободы совести, существования информационного общественного мнения, плюрализма в системе образования, свободы печати, доступа к источникам информации». Это была не просто естественная реакция смелого и честного человека на несправедливость, это было выдвижение конкретных мер для духовного оздоровления своей страны. Он обличал бездействие правительства, царящее беззаконие, фальшь и демагогию властей. Его предложения были демократичны, направлены только во имя народа и на его благо. Сахаров очень точно анализировал ситуацию, сложившуюся в стране, далеко предвидел все грядущие перемены. Сахаров отмечал низкий уровень гражданских свобод людей СССР, считал, что советское общество нуждается в защите человеческих прав и идеалов, а не в политической борьбе. Он смотрел вперед и пытался донести до простых людей ту истину об их правах, о которых они даже не знали. Ведь на тот момент СССР, являясь членом ООН, в декабре 1948 года поддержав принятие «Всеобщей Декларации прав человека», продолжал ущемлять права своих граждан.
Это было безумно отважно с его стороны перечислить десятки имен советских политзаключенных и просить считать, что они все разделяют с ним честь Нобелевской премии Мира. Он, не боясь никого и ничего, боролся за свободу этих людей, помогал им, чем только мог. Любовь к людям, к истине, жажда справедливости давали силы и желание спасти как можно больше невинных людей. Недаром друзья Сахарова говорили о том, что его главным принципом была «абсолютная нравственная оправданность каждого действия и необходимость победы, хотя бы в малом, достижение положительного результата путем сосредоточения максимального усилия на минимальной площади».
Я с большим интересом ознакомился с данной лекцией и пришел к выводу, что если бы для всех людей, поддерживающих прогрессивные идеи, борьба и постоянная работа на благо человечества были необходимы так, как для великого человека XXI века Андрея Дмитриевича Сахарова, то наше будущее мы бы строили сами. Удивительно, насколько замечательным станет наше будущее, если мы претворим в жизнь его многие программы и идеи. Ведь, А.Д. Сахаров, будучи выдающимся ученым-физиком, посвятивший свои лучшие годы жизни науке, прекращает свою научную деятельность, останавливает разработку своих идей, с этого момента он взял ответственность за всех людей на Земле, став активным борцом за мир, прогресс, права человека – «голосом совести всего человечества».
Пак Алексей, ученик 9 класса. Специализированная гимназия №8 для одаренных детей с обучением на трех языках имени М.Х.Дулати, город Шымкент, Республика Казахстан