Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310309_sk. Сочинение. История диссидентского движения в СССР и А.Д.Сахаров. ( Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно)
Какова роль диссидентского движения в СССР? И есть ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно? Конечно, смысл есть. Ведь если бы в 60-80е годы лидеры правозащитных движений прислушались к мнению такого большинства, то мы бы просто не пришли к демократии. И вклад диссидентов, чьи мысли как раз шли вразрез с общественным мнением, в это не мал. Из истории видно, что диссидентство – это движение против правящего режима и в защиту прав человека в СССР. Основными требованиями диссидентов были гласность, открытое общество и правовое государство. Огромными усилиями и ценой своей жизни и свободы они добились этого.
Но как же возникло диссидентское движение? Если вспомнить, в годы советской власти при сталинизме политическое сознание личности подавлялось, и человек не имел права выражать своё мнение безнаказанно, система предписаний и запретов, диктуемая властью, не совпадала не только с представлениями о правах человека, принятых в демократических странах, но и с действующим советским законодательством. Предполагалось, что для советского человека законом являются идеологические установки партии и правительства, причем эти установки далеко не всегда проговаривались вслух. Общаться с иностранцами без дозволения начальства — по меньшей мере, предосудительно; слушать зарубежное радио — нелояльно; писать картины в манере, отличной от социалистического реализма, а тем более, выставлять их на всеобщее обозрение — акт «идеологической диверсии»; публиковаться за границей без спроса – преступление – вот как жили раньше. С детства в человека закладывали тот образ мышления, который нужен был государству, поэтому не факт что большая часть простого народа встанет на защиту этих людей. Да и никто из представителей власти не хотел терять свое нагретое местечко, поэтому всеми силами старались пресечь любую оппозицию, и создать иллюзию счастливого будущего, успешно скрывая царящие в стране насилие, страх и бесправие. Но все же находились люди, которые, не нарушая букву закона, открыто отказывались соблюдать общепринятые правила поведения. Собственную личную, профессиональную и гражданскую независимость они ценили выше, чем благополучие, и готовы были платить за эту независимость достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование негласных предписаний власти стало заметным фактором советской культурной и общественной жизни. Так появились диссиденты. Хоть им и было довольно не легко в советское время, они не прекращали свою деятельность. Например, в Москве 10 февраля 1966 г. перед Верховным судом России предстали писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский. В течение десяти лет они под псевдонимами тайно печатали свои повести и рассказы на Западе. Когда это раскрылось, их обвинили в антисоветской агитации. В зал суда допускали только по особым билетам, хотя процесс считался открытым. Из-за этого друзья обвиняемых не могли попасть в зал. Позже у поэта Александра Есенина-Вольпина возникла идея провести демонстрацию протеста с требованиями уважать Советскую конституцию и гласности суда над Синявским и Даниэлем. И 25 августа 1968 г. на Красной площади восемь человек: К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг, Н. Горбаневская, Т. Баева — устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова «За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста.
Одним из известных деятелей диссидентского движения был А. Д. Сахаров. Это человек светлого ума и мягкого характера, он имел не малое гражданское мужество, так как выступал и писал открытые письма в защиту многих людей, подвергшихся государственному преследованию. И, несмотря на обвинения со стороны некоторых диссидентских групп за отказ от настоящей политической борьбы, он смог провести свою тактику по защите прав человека, не имевшую какие-либо антиправительственные заявления. И она оказалась довольно эффективной. Постепенно в ходе 70-х годов требование обеспечить «права человека» становится, по крайней мере, в тактическом плане, центральным лозунгом всего диссидентского движения.
Таким людям, как А. Д. Сахаров, мы обязаны многим. Несмотря на то, что на родине в адрес Сахарова звучали обвинения и угрозы физической расправы, он продолжал свою деятельность. И был вознагражден: в 1975 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира за «…бескомпромиссную борьбу против злоупотреблений властью во всех их проявлениях…». С таких людей мы и должны брать пример. И если имеешь какую-то благородную цель, то не при каких обстоятельствах не нужно отступаться от нее, а бороться, бороться, так как боролся А. Д. Сахаров. Да и история показывает, что человек, знающий свои права и понимающий на сколько ценна человеческая личность, никогда не проигрывает. Очень жаль, что с каждым поколением люди становятся все безразличнее к политической власти и государству. Снижается правовая грамотность населения. Мыслитель Лао-Цзы говорил: «Когда народ много знает им трудно управлять»,- соответственно, если люди будут мало образованы, их будет легче подчинить себе, и можно уже не спрашивать мнения народа. И получится, что мы снова вернемся к авторитарному режиму, а этого допустить нельзя! Ведь высшая ценность в современном обществе — быть свободным от политической системы, быть индивидуальностью: свободно творить, выражать свои мысли, иметь на все свое мнение. И что бы не потерять эту свободу, мы должны стараться изо всех сил обеспечить себе хорошее будущее. Как писал А.Д.Сахаров: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода — свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли — единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это — единственная гарантия осуществимости научно-демократичного подхода к политике, экономике и культуре».
Алексанова Елена Владимировна,
ученица 10а класса. ОУ СОШ №14 г. Сызрани. Самарская обл.
Педагог: Зимина Анжелика Игоревна, учитель русского языка и литературы.