Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310318_sk. Сочинение. «Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова
1 декабря 1975 года. Сахаров выступает с Нобелевской лекцией «Мир, прогресс, права человека», раскрывая важные для СССР и всего мира проблемы. Он говорит уверенно, чётко, охватывая все сферы общественной жизни: политику, науку, искусство. И каждую из этих сфер он анализирует, выставляя напоказ всё то, о чём многие не знают. Или просто не хотят знать.
Начало XXI века. Почти сорок лет прошло с того дня, когда Андрей Дмитриевич выступил со своей лекцией. Ее копии можно найти в Интернете. Находим, начинаем читать…
Первое, что поражает при раскрытии нужной ссылки, это простота речи. Не обязательно быть ученым, философом или очень высокообразованным человеком, чтобы понять слова Сахарова. Затем, углубившись в чтение, мы поражаемся, насколько верны его слова. Те проблемы, которые он затрагивает, вернее, которые он анализирует, рассматривает под микроскопом, очень актуальны и сейчас. Прошло большое количество времени. Наше государство превратилось из СССР в несколько самостоятельных государств. Мировое политическое устройство, внешнеполитическая ситуация должны были бы измениться. Должны были бы. Но не изменились. Да и что может измениться за сорок лет, когда основные географические открытия уже давно совершены?.. Когда уже все государства, какие только могли, показали друг другу зубки и пока что в относительном спокойствии на своей территории тихо-мирно ваяют атомные бомбы?.. Когда человек, как это кажется, давным-давно исчерпал возможности своего тела, мозга, нашел все потенциальные виды ресурсов и теперь с методичным и маниакальным терпением качает их из недр планеты?.. Да ничего. Нечему меняться просто. Всё такое же, как и раньше, всё привычно всем. Разве только техника улучшилась и стала более доступной. Но более глобальные и фундаментальные вещи сохранились…
С первых строк лекции, как уже говорилось выше, мы узнаем наше современное общество, те проблемы, с которыми сталкиваемся чуть ли не ежедневно, включая новости, читая газеты, посещая митинги. Сахаров утверждает: «международное доверие, взаимопонимание и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации». Что ж, подобное нам знакомо: достаточно вспомнить конфликт между Грузией, Осетией и Россией, между США и Ираком. Нет свободы информации даже внутри нашей страны. Нет возможности узнать о событиях в мире, СМИ не дает полной картины, а в Интернете мы читаем субъективные мнения, и оценивать события трезво уже не можем. Мы с подозрением осматриваем карту мира, выискивая, а с какой стороны можно ожидать очередного пинка или просто укола исподтишка? Кто открыто заявит о нападении и направит свою артиллерию, а кто просто пошлёт своих шпионов-террористов, устроит панику в государстве и посмотрит на результат, садистски хохоча? Кто пойдёт в атаку из-за земель, кто – из-за авторитета в мире, кто – по религиозным убеждениям, а кто – просто так? Мы оскаливаемся, мы отмечаем особо подозрительные государства красным маркером недоверия, и при этом продолжаем дрожать, так как изменить ничего не можем.
Сахаров убежден, что «успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней, но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов». Увы, с этим поспорить невозможно: развитие науки, нахождение новых ресурсов, новые способы добычи, новые способы их обработки. Новые виды оружия, новый поиск территорий для экспериментов. Новые жертвы. Новые дыры в озоновом слое. Новые вопли природы, крики от боли. И новые циничные учёные, продолжающие свои пытки. Из-за технологичного прогресса, улучшения медицины, условий жизни и труда стремительно растёт численность населения, и сдержать демографические взрывы никто не в силах: ни власть государств, ни мировые организации. «Во многих странах, особенно в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское полуголодное существование», — говорит учёный. Мы снова вяло тянемся к карте, находим эти государства, вспоминаем, что именно там самая высокая рождаемость, что там низкие условия жизни, что многие государства Европы, напротив, стареют и уменьшаются в численности, живя при этом в комфорте и порой роскоши. Мы знаем, что население мира всего лишь за XX век выросло на 6 млрд человек. И мы почти уверены, что количество человек так и будет бурно увеличиваться, а это обязательно скажется на состоянии нашей планеты. Больше людей – больше ртов, больше потребность в тепле, в уюте, то есть в топливе.
«Интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, разрушая сначала гуманитарные области знания, неизбежно приводят затем к общему интеллектуальному упадку». О, ну уж на эту тему можно размышлять и размышлять, даже карту пока что можно отложить…
XIX век. Пушкин, Лермонтов. Они не совершили ничего противозаконного, не убивали людей, не грабили никого. Просто писали стихи. И вот как раз за свои вольнодумные произведения они подвергаются гонениям, отправляются в ссылки, кто в деревню, кто на Кавказ. Затем, измученные, затравленные, погибают на дуэли, сначала один, а затем и другой.
XX век. Начало столетия, сталинские времена. Такая же открытая травля людей искусства. Запрещаются многие произведения авторов, которые, как считает правительство, может породить в людях неверные мысли и даже попытки восстать. При странных обстоятельствах погибает Есенин. Умирает, доведённый до самоубийства, Маяковский. Сколько писателей и поэтов попали под железный кулак правительства. Многие, более тихие, просто не нашли своему таланту должного применения. И сколько примеров можно найти, привести, обсудить…
XXI век. Не так уже травят писателей и поэтов: пиши не хочу, издавайся сколько угодно. Всё равно мало кто прочтёт, а если прочтёт – не поймёт и не поверит, а если поймёт и поверит – промолчит, люди же у нас инертные, не станут выступать против власти. Рассмотрим вопрос, интересующий всех – избирательное право. В одном из своих интервью Виктор Шендерович, известный писатель, говорил о подобном, утверждая, что выборы в нашем государстве нечестные. Многие голосуют за «Единую Россию» или Путина просто потому, что те популярны, что привыкли так делать. Они уверены: даже если галочка будет стоять рядом с другим кандидатом, избранным окажется тот, чьё избрание будет нужным для вышестоящих. Он приводит интересный пример: «Например, в районе Зябликово результат будущего президента Медведева составил аж 93,3%, в том числе на участке № 1744 — 97,2% при явке… 96,2%. Так Зябликово обошло даже Чечню, где за Дмитрия Медведева подняли руки 89% при явке 91%».
Таким образом, мы замечаем, что в нашем государстве ни о какой свободе убеждений не может быть и речи. Слишком всё трудно, запутанно, неправильно…
Мы рассмотрели не все проблемы, но ведь можно снова открыть лекцию, почитать, подумать, проверить по карте. Можно снова заметить неразрывность между семидесятыми и нашим временем, обсудить. Ведь без прошлого нет будущего. Ошибки наших предков можно исправить сейчас, из них можно вытянуть много пользы для нас. Хотя… Кому это нужно? Мы привыкли уже ко всем непорядкам, мы согласны со всем, что происходит, что окружает нас. Мы можем просто вяло проследить историю всех событий, но выступать против этого… Но ведь Сахаров выступал со своей лекцией именно с этой целью – чтобы разбудить нас, обратить наше внимание, заставить проявить свою гражданскую позицию и хоть что-то поменять в своей жизни. Он стал лауреатом Нобелевской премии как раз потому, что не побоялся открыто выступить против царящих порядков.
Гаврилина Наталья Павловна,
ученица 10 «А» класса МОУ СОШ №20 г.Пензы