Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310330_sk. Сочинение. История диссидентского движения в СССР и А. Д. Сахаров.
С приходом к власти брежневского руководства стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств стали возникать целые группы не согласных с режимом, и открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Это неформальное общественное движение, возникшее в середине 60-х годов и ставившее на первое место защиту прав граждан, получило название диссидентства.
Датой рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 г., когда в День «сталинской» Конституции на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Спровоцировали эту демонстрацию аресты в сентябре 1965 г. двух писателей – Юлия Марковича Даниэля (1925-1988) и Андрея Синявского за то, что те издали за границей, под псевдонимами, свои литературные произведения: Юлий Даниэль – под псевдонимом «Николай Аржак», а Андрей Синявский – под псевдонимом «Абрам Терц». Писатели были арестованы и отданы под суд по обвинению в ″антисоветской агитации и пропаганде″.
На демонстрацию 5 декабря 1965 г. собралось около 200 человек, организаторы развернули плакаты с лозунгами: «Требуем гласного суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте Советскую Конституцию!». Сотрудниками КГБ, знавшими заранее о готовящемся выступлении, были арестованы 20 человек, После допроса их отпустили. Около 40 студентов, замеченных на площади, были исключены из вузов.
Однако суд над Синявским и Даниэлем, состоявшийся в феврале 1966 г., был действительно открытым. Это был первый открытый политический процесс в послесталинский период. Писателей приговорили соответственно к 7 и 5 годам исправительных работ.
За процессом Синявского и Даниэля последовали другие аресты и осуждения. В частности, были арестованы: А.Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 г., П.Литвинов и Ю.Галансков, основатели «самиздатовского» журнала «Феникс»; А.Марченко, автор первой книги о лагерях хрущёвского периода («Мое свидетельство»), широко распространявшейся в «самиздате».
Судебное преследование в 1966 г. писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения. Среди диссидентского движения определились свои лидеры – Ю.Галансков, А.Гинзбург, В.Буковский, А.Амальрик, Л.Богораз, Н.Горбаневская, А.Вольпин. Всё больший авторитет приобретал академик Андрей Дмитриевич Сахаров.
А.Д.Сахаров, один из ″отцов″ советской водородной бомбы, еще при Хрущеве критиковал наиболее одиозные аспекты политики КПСС и советского правительства. Начав с призывов к запрещению испытаний ядерного оружия и прекращению дальнейшей его разработки, Сахаров пришел к осознанию необходимости борьбы против нарушений прав человека в СССР. В 1970 г. он стал одним из создателей Комитета защиты прав человека в СССР.
В ответ на ужесточение цензуры в конце 60-х годов возникла бесцензурная печать («самиздат») – «самиздатовское» движение. В машинописных копиях, сделанных в стране, или в маленьких книжечках на тонкой бумаге, тайком привезённых из-за границы, распространялись литературные и публицистические произведения, не принимаемые к публикации в государственных издательствах.
Особенно популярны были передаваемые в 60-е годы из рук в руки романы А.И.Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус», написанные соответственно в 1955-1958 и 1963-1966 гг. и опубликованные за рубежом в 1968 г. Романы отразили трагедию народа и собственный опыт Солженицына периода массовых репрессий. В начале 70-х годах Солженицыным были закончены исторический роман ″Август 1914″ и документально-публицистическая книга ″Архипелаг ГУЛАГ″ (оба произведения были опубликованы в 1973 г. также за границей). В июне 1968 года была опубликована работа академика А.Д.Сахарова «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
С апреля 1968 г. стала подпольно выходить каждые два-три месяца диссидентская машинописная «Хроника текущих событий». Она сообщала о действиях защитников прав человека в СССР и о преследованиях их властями. Эпиграфом к ней была ст.19 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное высказывание их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». В октябре 1972 г. редакция журнала «Хроника текущих события» была обезглавлена волной арестов, с трудом восстановилась, и журнал продолжал выходить эпизодически.
В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение» с весьма размытой структурой, состоявшие из трёх идеологических направлений, возникших в послесталинский период: «подлинного марксизма-ленинизма», представленного в частности, Роем и Жоресом Медведевыми; западного либерализма в лице Андрея Сахарова; «христианской идеологии», защищаемой Александром Солженицыным.
«Демократическое движение» было очень малочисленным, насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами правозащитного движения, – А.И.Солженицына и А.Д.Сахарова, оно нашло признание за границей.
Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришёлся на период 1968-1976 гг. Подавление «Пражской весны» 1968 г. в Чехословакии внутри СССР обернулось «закручиванием гаек» в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет, журналов увольнялись неугодные редакторы и журналисты. Ужесточилась цензура. Конец 60-х — начало 70-х годов ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, всё более напоминавшей постулаты «Краткого курса истории ВКП (б)». Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковались, кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жёсткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.
В начале 1969 г. была образована первая инициативная группа защиты прав человека, в 1976 г. такие группы возникли в Москве и Киеве. Лозунгом правозащитного движения было соблюдение советских законов и международных соглашений, подписанных СССР, в особенности – положений Заключительного документа Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству о соблюдении и защите прав личности (Хельсинки, 1 августа 1975 г.).
Диссидентов судили по новой статье Уголовного кодекса РСФСР за распространение произведений, порочащих советский строй. В 1972 г. из страны был выслан поэт Иосиф Александрович Бродский, в феврале 1974 г. – писатель Александр Исаевич Солженицын. В 1974 г. в виде протеста против идеологической политики, ведущейся в СССР, отказался вернуться на родину выехавший за границу на гастроли известный музыкант – виолончелист и дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович. В 1984 г. выехал за рубеж театральный деятель – главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке (популярнейшего театра, возникшего на волне оттепели начала 60-х годов) Юрий Петрович Любимов (ныне вновь вернулся на Родину и продолжает режиссерскую деятельность).
Активная диссидентская правозащитная деятельность аадемика Андрея Дмитриевича Сахарова привела к тому, что он, крупнейший ученый-физик, один из авторов первых работ по осуществлению термоядерной реакции и проблеме управляемого термоядерного синтеза, трижды Герой Социалистического Труда (1953,1956, 1962), лауреат Ленинской премии (1956), Государственной премии (1953), Нобелевской премии мира (1975), в 1980 г. (указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1980 г.) был лишён всех государственных советских наград и выслан в Горький (ныне Нижний. Новгород). Жену Сахарова, Елену Георгиевну Боннэр не выпускали за границу для лечения.
Обращает на себя внимание общественное сознание советской интеллигенции, ее политическую зрелость и чувство ответственности перед своим народом. Наглядное этому подтверждение проявилось в отказе академиков АН СССР принять участие в расправе над инакомыслящим академиком Сахаровым в 1980 г. Несмотря на нажим властей, они отказались исключить своего коллегу, известного во всем мире ученого-физика, из числа членов Академии наук СССР, лишить его звания академика.
Человек мягкий, интеллигентный, толерантный, Сахаров был абсолютно бескомпромиссен, когда дело касалось нравственных принципов. Так было при Брежневе, Андропове, Горбачёве. Так было бы и сегодня. Нет сомнений, что многие тенденции современной российской политики встретили бы резкий протест со стороны Андрея Дмитриевича.
Сахаров был не только выдающимся учёным — он был гражданином и борцом за права человека. Не абстрактного, а вполне конкретного человека. Он не чурался повседневной, черновой правозащитной работы. Он стоически переносил многолетнюю клеветническую кампанию против него самого и близких ему людей. Ни обыски, ни фактический арест, ни ссылка не могли заставить его отказаться от своих убеждений. Он страдал от непонимания общества, но не сворачивал с избранного пути. Он был по-настоящему скромным. Ему было чуждо сознание собственного величия. Он не отделял свою жизнь от жизни своей страны. Его оружием была сила духа.
Также весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека. Много сил отняло у него политическое противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда оставался искренним и честным.
Жизнь А.Д.Сахарова — уникальный пример беззаветного служения человеку и человечеству.
Гильметдинов Айнур Факилович, ученик 8 класса Кузякинской ООШ Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
Педагог: Салахова Дания Исмагиловна, учитель химии и биологии, классный руководитель