Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310342_sk. Сочинение. История диссидентского движения и Андрей Дмитриевич Сахаров
Нашего почитания заслуживает тот, кто господствует над умами силою правды, а не те, которые насилием делают рабов.
Вольтер
XX век – столетие симуляции истории, идеологии обмана, философского мифа и манипуляции сознанием. У человека отобрали самую главную его потребность — быть и чувствовать себя свободным. Идеология заменила собой свободу.
В 70-е годы XX века широкий размах получило диссидентское движение, то есть людей инакомыслящих и не разделяющих господствующей идеологии. Те, кто считал себя диссидентом, боролись за уважение человеческого достоинства, социальную защищенность и торжество права до конца своих дней. Писатель Корней Чуковский отметил в своем дневнике, что диссидентство – это «преддекабрьское движение, начало жертвенных подвигов русской интеллигенции, которые превратят русскую историю в расширяющийся кровавый поток». Возможно, это действительно было «кровавым потоком». В 1965 году репрессии против инакомыслящих усились. Московские писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль были арестованы. Они опубликовали свои произведения, «запрещенные книги», за рубежом. Их арест был прологом к зловещим переменам. В 1968 году советское правительство окончательно отказалось от либерального курса. В СССР ужесточили цензуру в научных изданиях, возрос уровень секретности для публиковавшейся информации. Естественной реакцией на такие события властей стало увеличение «самиздата». Владимир Буковский, общественный и политический деятель Советского Союза, дал такое определение этому явлению: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него». Подпольных издательств не хватало, необходимо было взаимодействовать с Западом. Диссидентство могло рассчитывать на международную поддержку. «Запрещенные книги» переходили из рук в руки корреспондентов и ученых, которые вывозили их за границу. На Западе рукописи издавались подпольно, и снова возвращались в СССР. Так появился «тамиздат». С распространением технических новшеств – «магнитиздат». На магнитофонные пленки записывали запрещенные песни» Высоцкого и Окуджавы. Эти самиздатские рукописи, которые зачитывались до дыр и перепечатывались множество раз, позволяли народу узнать «голос иной мысли», мысли не согласной с директивой ЦК КПСС. Диссидентов арестовывали, ссылали на каторгу и специальные психиатрические больницы. Врачи могли сделать с таким заключенным все, что угодно. Сын Сергея Есенина, Александр Есенин-Вольпин дважды попадал в спецбольницы. В 1949 году — за «антисоветские стихи», а в 1959 – за передачу за границу сборника стихов и «Свободный философский трактат». И вновь последовало усиление репрессий. Но у правозащитников был ответный шаг. В 1969 году в СССР была создана первая правозащитная ассоциация. Письма о нарушении гражданских прав она направляла в ООН.
В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились три основных направления: ленинско-коммунистическое, религиозно-националистическое, либерально-демократическое. Они имели активистов, каждое из них нашло выражение своих идей в выдающейся личности. Все они заслуживают внимания: Рой Медведев и Александр Солженицын. Но особо мне хотелось бы рассказать об Андрее Дмитриевиче Сахарове.
Две отдельные судьбы жили в одном человеке. Он создал самое разрушительное оружие в мире – водородную бомбу. Тем самым, окончательно закрепил лидерство СССР в мировом противоборстве сверхдержав. Он не побоялся бросить вызов советскому строю изнутри и до последнего дня боролся за права и свободу граждан. «Этот человек ничего не боится. Ничего! И никого!» — вспоминал писатель Виктор Некрасов.
Сам Сахаров считал, что началом его общественной деятельности стали выступления в 1956-1962 годах против ядерных испытаний в атмосфере. Проблема уничтожения человечества всерьез его беспокоила, ведь он создал оружие, с помощью которого можно убить все живое. Практически с этого времени у правозащитного движения появился идейный вождь. Им стал Андрей Дмитриевич Сахаров. Его правозащитная деятельность – тернистый путь к звездам, к вершине. Его обвиняли в том, что он ничего не понимает в политике. Физик и невежда. «Его вызывали прокуроры и руководители Академии. Предостерегали. Уговаривали. Угрожали… Но он не сдается. Снова и снова продолжает отстаивать права человека, призывать к справедливости и к политическому здравому смыслу», — писал о нем Лев Копелев. Андрей Дмитриевич выступал против возрождения культа личности Сталина. В 1966 г. он принял участие в коллективном письме XXIII съезду КПСС. Сахаров выступал против смертной казни, за полную реабилитацию народов, подвергшихся репрессиям в сталинские годы. В ноябре 1970 года Андрей Дмитриевич стал одним из основателей Комитета прав человека. Он призывал к защите узников совести и основных прав человека. В октябре 1975 года ему была присуждена Нобелевская премия за то, что он «бескомпромиссно и действенно боролся не только против злоупотреблений властью во всех проявлениях, но с равной энергией защищал идеал государства, основанного на принципе справедливости для всех». «Мир, прогресс, права человека – это три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими», — утверждал академик.
Гонения на Сахарова продолжались десятилетия. «Диверсант», «антисоветчик», «предатель», чуть ли не первый «враг народа». Многие удивлялись, зачем он сменил блестящую карьеру на ненужную деятельность? Но Сахаров считал иначе. После ввода советских войск в Афганистан, Андрей Дмитриевич призывал правительство вернуть войска на Родину, три раза выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию. Это стало последней каплей. В 1980 году его сослали в Горький, лишили всех званий и премий, но он не изменил своим воззрениям. Три раза объявлял голодовку, его помещали в спецбольницу, но его твердую волю ничто не смогло сломить. Казалось бы, человек мягкого характера, откуда в нем появилось столько несгибаемости и непримиримости? Своим тихим и одиноким голосом он указывал правителям, что нужно делать, как плохо они управляют внешней и внутренней политикой, экономикой. Правительство боялось его мысли!
Был ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда большинство считало это бесполезным делом? Конечно, да. В том, что сегодня Россия стала демократическим государством, есть заслуга диссидентов и Сахарова. Когда к власти пришел Горбачев, общество требовало свободы, которую у них пытались забрать со времен Сталина. Эпоха перестройки, гласность, конец «Империи зла». За что так активно боролся Сахаров, осуществилось уже после его смерти. Граждане России получили свободу слова, совести, митингов и собраний. Государство стало правовым. И несмотря на то, что сейчас не все совершенно, право ценится превыше всего.
Почему Сахаров противостоял? Наверное, он просто не мог молчать. Он не мог смириться с тем произволом и бесправием, которые царили в СССР на протяжении десятилетий. Возможно, он не хотел больше видеть Россию как государство марионеток, которые в крепких и сильных руках «вождя» беспрекословно подчинялись требованиям. Разоблачить существующий строй, показать всю его неправду, искажения и мифы. Подумать только, что с утверждением социализма общество питалось только ложными надеждами на протяжении десятилетий. Светлого будущего не могло быть без правды и истины. И Сахаров пытался это показать. Он словно будил дремлющих советских граждан ото сна бесправия. Он осознавал, как важно поднять их правовое самосознание.
Когда ему позвонил Горбачев и сказал, что Сахаров может вернуться в Москву, Андрей Дмитриевич первым делом ответил, что нужно освободить всех политзаключенных. Ни мысли о себе! Он жил для людей. И творил добро после содеянного им большого зла.
Научные результаты великого гражданина России получили свое развитие. Сахаров выступал за создание свободного общества. Россия приняла Конституцию 12 декабря 1993 года, граждане получили демократические права и свободы.
Очень важно подчеркнуть один из самых главных постулатов, которые выдвигал Сахаров, и то, что нам особенно значимо сегодня, если мы хотим, чтобы мир двигался в сторону прогресса. Не просто экономического или научного, а в первую очередь прогресса с точки зрения свободы и соблюдения прав человека.
Лазарева Анастасия Михайловна,
ученица 10 класса, МОУ «СОШ № 4». Тюменская область, Ханты-МансийскийАО – Югра, г. Радужный