Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
160300_te. Вечер памяти «Личность и судьба А.Д.Сахарова».
Цели:
1)познакомить старшеклассников с личностью А.Д.Сахарова;
2)способствовать формированию уважения к ценностям демократического общества, которые считал значимыми А.Д.Сахаров;
3)повышать гражданское самосознание подрастающего поколения;
4)стимулировать интерес к идеям А.Д.Сахарова.
На занавесе название вечера: «Личность и судьба А.Д.Сахарова».
На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет А.Д.Сахарова. Около стола стоят стулья, задрапированные материей; на них садятся по очереди ведущие. Один стул весь вечер остается свободен. В зале размещается выставка книг об А.Д.Сахарове, его деятельности. На рабочем столе размещены технические средства, необходимые для проведения вечера: музыкальный центр, проектор, ноутбук. Перед столом – интерактивная доска, на которой в ходе вечера демонстрируется презентация.
Первый ведущий
«Памяти А.Д.Сахарова». Булат Окуджава.
Когда начинается речь, что пропала духовность,
что людям отныне дорога сквозь темень лежит,
в глазах удивленных и в душах святая готовность
пойти и погибнуть, как новое пламя дрожит.
И это не есть обольщение или ошибка,
а это действительно гордое пламя костра,
и в пламени праведном этом надежды улыбка
на бледных губах проступает, и совесть остра.
Полночные их силуэты пугают загадкой.
С фортуны не спросишь — она свои тайны хранит.
И рано еще упиваться победою сладкой,
еще до рассвета далече… И сердце щемит.
Второй ведущий
Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 г. Его отец Дмитрий Иванович — был преподавателем физики, известным автором научно-популярных книг, учебников, задачников, по которым училось не одно поколение советских людей.
Ученик в роли Сахарова
Здесь и далее говорит на фоне «Лунной сонаты» Бетховена. «Мое детство прошло в большой коммунальной квартире, где, впрочем, большинство комнат занимали семьи наших родственников и лишь часть — посторонние. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке. Мой отец хорошо играл на рояле, чаще Шопена, Грига, Бетховена, Скрябина. В годы гражданской войны он зарабатывал на жизнь, играя в немом кино. Душой семьи, как я это с благодарностью ощущаю, была моя бабушка Мария Петровна, скончавшаяся перед войной в возрасте 79 лет. Для меня влияние семьи было особенно большим, так как я первую часть школьных лет учился дома… Я с отличием окончил школу в 1938 году и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942, в эвакуации, в Ашхабаде, летом и осенью 1942 года несколько недель жил в Кирове, куда первоначально был направлен на работу по окончании университета, затем работал на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелеском… В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод, на Волге, где работал инженером-изобретателем до 1945 г.»
Третий ведущий
Сахаров стал автором ряда изобретений в области контроля продукции. В 1944 г. он написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв. В 1945 г. А. Д. Сахаров был зачислен аспирантом в Физический институт АН СССР им. Лебедева (ФИАН). «Когда Андрей Дмитриевич впервые пришел в институт в комнату Тамма, — вспоминает член-корреспондент АН СССР Е. Л. Фейнберг, — и разговаривал с ним, Игорь Евгеньевич вдруг выбежал в коридор и, натолкнувшись на меня, в крайнем возбуждении сказал: «Вы знаете, Андрей Дмитриевич сам догадался, что в урановом котле (так тогда назывался реактор) уран должен размещаться не равномерно, а блоками!» Это возбуждение Тамма было вполне оправданно: когда до этого почти решающего принципа додумались крупные физики-ядерщики, это было очень важным достижением». В 1948 г. А. Д. Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия.
Ученик в роли Сахарова
«Последующие двадцать лет непрерывная работа в условиях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском секретном центре. В августе 1953 г. не Семипалатинском полигоне была взорвана первая водородная бомба. И потом еще десять лет тут регулярно проводились надземные взрывы, вплоть до подписания договора в 1963 г. о запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах. Все мы тогда были убеждены в жизненной важности этой работы для равновесия сил во всем мире и увлечены ее грандиозностью».
Первый ведущий
В 1953 г. А. Д. Сахаров был избран действительным членом АН СССР. Вспоминая о совместной работе с Андреем Дмитриевичем, академик Ю. Б. Харитон писал: «Широта интересов Сахарова была необычайной. Помню, как-то мы стояли втроем — вчетвером у доски и Андрей Дмитриевич излагал нам свою идею взрывомагнитных импульсов. Это было фантастически интересно, хотя не все тут ему самому было ясно. Можно было видеть, как мысль его двигалась к конкретной схеме, и наши физики вскоре реализовали его мысли». В 50-е годы А. Д. Сахаров, глубоко озабоченный проблемой ядерных испытаний, начал активную борьбу за их запрещение или ограничение. Его единомышленником в этом стал академик И. В. Курчатов.
Ученик в роли Сахарова
«Я горжусь тем, что был одним из инициаторов Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах».
|
Третий ведущий
Занимаясь проблемами влияния излучения на наследственность, А. Д. Сахаров понял всю пагубность запретов Лысенко на изучение законов генетики. На общем собрании Академии наук СССР в 1964 г. А. Д. Сахаров, которого поддержали И. Е. Тамм и ряд других академиков, выступил против избрания в Академию Нуждина, являвшегося соратником всесильного в то время Лысенко, и добился своего. В 1965 г. академики А. Д. Сахаров и М. А. Леонтович обратились в Президиум Академии наук СССР с письмом против «лысенковщины», противодействовавшей развитию генетики.
Ученик в роли Сахарова
«Разобщенность человечества угрожает ему гибелью… Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций — безумие, преступление…»
Первый ведущий
В 1953 — 1968 гг. общественно-политические взгляды А. Д. Сахаров претерпели большую эволюцию. Участие в разработке термоядерного оружия, в его испытаниях «сопровождались все более острым осознанием порожденных этим моральных проблем» (А. Д. Сахаров). Начиная с 1964 г., круг волновавших А. Д. Сахарова вопросов все более расширялся. В 1968 г. появилась статья Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», за которую он был отстранен от секретной работы. Андрей Дмитриевич вернулся в ФИАН старшим научным сотрудником Отдела теоретической физики. В марте 1971 г. А. Д. Сахаров направил Л. И. Брежневу «Памятную записку». Через 15 месяцев, не получив никакого ответа, Сахаров передал ее для опубликования ,дополнив «Послесловием».
Ученик в роли Сахарова
«Из «Памятной записки» А. Д. Сахаров Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Л. И. Брежневу: «Я высказываю мнение, что было бы правильным следующим образом охарактеризовать общество, к осуществлению которого должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:
а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав человека выше других целей.
б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах (стабильных и известных гражданам). Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.
в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в потреблении, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.
г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений, способствует эффективности всей системы, обуславливает научно- демократический характер системы управления, способствует прогрессу, благосостоянию и безопасности страны».
Второй ведущий
К 1966 — 1967 гг. относятся обращения А. Д. Сахарова в защиту репрессированных. В 1969 г. А. Д. Сахаров передал почти все свои сбережения на строительство онкологической больницы и в Красный Крест.
В 1966 г. А. Д. Сахаров принял участие в коллективном письме XXIII съезду КПСС против возрождения культа личности Сталина. В том же году послал телеграмму в Верховный Совет РСФСР против введения статьи 190 УК РСФСР, открывавшей возможность для преследования за убеждения. Он выступал за отмену смертной казни, за полную реабилитацию народов, подвергшихся депортации в годы сталинщины.
В 1974 г. А. Д. Сахаров получил международную премию Чинодель Дука. На эти деньги был основан фонд помощи детям политзаключенных. Уже перенеся инфаркт, он ездил в Якутию навещать сосланного друга, они с женой прошли пешком по тайге двадцать километров. Его вызывали прокуроры и руководители Академии. Предостерегали. Уговаривали. Угрожали… Но он не сдается. Снова и снова продолжает отстаивать права человека. «У Андрея Дмитриевича,- вспоминал писатель Виктор Некрасов,- много странностей…, но есть одна, к которой никак не могут привыкнуть, просто понять люди, считающие себя руководителями нашей страны. Этот человек ничего не боится. Ничего! И никого!»
Ученик в роли Сахарова
«Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Большинство представителей его высшего слоя — партийно-государственного аппарата управления… — цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам прогресса, к безопасности и будущему человечества. Другие, будучи в глубине души озабочены, не могут позволить себе никакого «свободомыслия» и обречены на мучительный разлад самих с собой…
Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество…»
Третий ведущий
Открытые гонения на А. Д. Сахарова начались с письма сорока академиков, опубликованного в «Правде» в августе 1973 г., и продолжались более десятилетия. Но они оказались не в состоянии сломить его дух, веру. Андрей Дмитриевич продолжал выступать и письменно, и устно, отстаивая общечеловеческие ценности, защищая права конкретных граждан. В 1980 г. А. Д. Сахаров был лишен всех правительственных наград.
Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию.
22 января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, затем без суда и следствия отправлен вместе с женой в Горький — город, закрытый для иностранцев. У квартиры А. Д. Сахарова, расположенной на первом этаже, был установлен круглосуточный милицейский пост. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали. Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая, чтобы они ни с кем не встречались. Андрей Дмитриевич трижды (1981, 1984 и 1985 гг.) объявлял голодовку. Его помещали в больницу, где он провел за эти годы почти 300 дней, насильно кормили. «Умереть мы вам не дадим. Но вы станете беспомощным инвалидом»,- говорил главный врач О. А. Обухов. После одного из сеансов кормления у Андрея Дмитриевича произошел, по всей видимости, спазм сосудов головного мозга.
Контакты Андрея Дмитриевича с внешним миром осуществлялись главным образом через жену Елену Георгиевну Боннэр, которая бесстрашно использовала для этого поездки из Горького, вывозя тайно статьи, письма, обращения Андрея Дмитриевича. С мая 1984 г. эта возможность была пресечена.
В Горьком А. Д. Сахаров написал одну из своих основных общественных работ — «Опасность термоядерной войны» (1983 г.), в которой высказал соображения о конкретных путях всеобщего разоружения. Несмотря на отсутствие нормальных условий для научной деятельности, Андрей Дмитриевич в Горьком написал ряд теоретических работ по физике.
Первый ведущий
Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом.
Лишь после активного выступления в поддержку А. Д. Сахарова широких слоев научной общественности при повторных выборах его избрали народным депутатом от Академии наук СССР.
Ученик в роли Сахарова
«Я народный депутат. Это оказалось главным моим делом. Я не профессиональный политик, и, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий. Я склонен думать, что лишь моральные критерии в сочетании с непредвзятостью мысли могут явиться каким-то компасом в этих сложных и противоречивых проблемах.
Большинство моих выступлений адресовано руководителям нашего государства или имеют конкретный зарубежный адрес. Но внутренне я обращаю их ко всем людям на земле, в особенности к людям моей страны, потому что продиктованы они заботой и тревогой о своей стране и ее народе.»
Второй ведущий
Андрей Дмитриевич был избран на I съезде народных депутатов СССР в состав комиссии по выработке новой Конституции страны. Сразу же он приступил к работе над проектом Конституции, воплотив в него свои представления о целесообразном государственном и экономическом устройстве СССР. В конце ноября А. Д. Сахаров представил свой проект Конституционной комиссии.
14 декабря 1989 г. — последний день жизни Андрея Дмитриевича Сахарова
3 часа дня — заседание межрегиональной группы
6 часов вечера — съемки: интервью «КАЗАХФИЛЬМу» о Семипалатинском полигоне. Ужин дома. Последние слова (обращены к жене): «Я пошел отдыхать. У меня завтра трудный день. Предстоит бой на съезде…»
Пауза
Первый ведущий
Андрей Дмитриевич всегда пребывал в одиночестве, внутри себя. Окруженный людьми, он наедине с самим собой решал некую математическую, философскую, нравственную или общемировую задачу, – и, размышляя, задумывался глубже всего о судьбе каждого конкретного, отдельного человека.
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Занавес закрывается. Гаснут свечи.
Литература:
1. 30 лет работы А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллигентной свободе» — М.: Права человека, 2006.
2. Иойрыш А.И. Уроки А.Д. Сахарова: Государственно-политические взгляды — М.: УРСС, 2004.
3. Немцов Б.Е. Провинциал Воспоминания и размышления — М.: Н. Новгород, 2005.
4. Он между нами жил: Воспоминания о Сахарове — М.: Практика, 2004
5. Сахаров А. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. — Л.: Сов. Писатель, 1990.
6. Сахаров А.Д. Фрагменты биографии — М.: Панорама, 1991.
7. Сахаров Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове — М.: Терра, 1990.
Автор: Преображенская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №55» г. Пензы.