Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
210302_te. Тема урока: Андрей Дмитриевич Сахаров- «Герой своего времени» или «Гений добра»? 11 класс. Урок- диспут
Форма: урок- диспут
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Цель:
- Познакомится с жизнью и деятельностью А.Д. Сахарова;
- Охарактеризовать причины, сути и последствиях диссидентского движения в СССР;
- Формировать:
а) умения проводить поиск необходимой информации в разных источниках;
б) умение анализа информации;
в) коммуникативные способности, навыки учебного сотрудничества;
- Развивать творческое, критическое мышление у учащихся;
- Воспитывать уважение к деятельности общественного деятеля- А.Д. Сахарова.
НСО: мультимедиа проектор
Предварительное задание: Для подготовки к уроку учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой (названа ниже) и сами находят дополнительную информацию по теме «Диссидентское движение в СССР и А.Д. Сахаров» по вопросам:
- Биографическая справка А.Д. Сахарова;
- Почему имя А.Д. Сахарова навсегда стало синонимом правозащитного движения в СССР;
- В чем видит значение свободы мысли А.Д. Сахаров?
- I. Организационный момент. Объявление темы занятия.
Эпиграф: «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор. Однако существуют и очень серьезные косвенные, лишь немногим более отдаленные опасности. Одна из этих опасностей — оболванивание человека («серой массы», по циничному определению буржуазной футурологии) «массовой культурой» с намерением или коммерчески обусловленным снижением интеллектуального уровня и проблемное, с упором на развлекательность или утилитарность, с тщательно охранительным цензированием».
(Цитата из статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», 1968, июнь)
«Проблема цензуры (в широком смысле этого слова) является одной из центральных в идеологической борьбе последних лет. […] некомпетентная цензура убивает в зародыше живую душу советской литературы; но ведь то же самое относится и ко всем другим проявлениям общественной мысли, вызывая застой, серость, полное отсутствие каких-то свежих и глубоких мыслей. Ведь глубокие мысли появляются только в дискуссии, при наличии возражений, только при потенциальной возможности высказывать не только верные, но и сомнительные идеи. Это было ясно еще философам Древней Греции, и едва ли кто-нибудь сейчас в этом сомневается. Но после 50 лет безраздельного господства над умами целой страны наше руководство, похоже, боится даже намека на такую дискуссию».
(Цитата из статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», 1968, июнь)
Формулирование учебной задачи:
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте! Данный урок хотелось бы начать с обсуждения эпиграфа, давайте, посмотрим на слайд. Прочитайте эпиграфы. Попробуйте сами определить главную мысль урока. О чем мы сегодня будем говорить?
(ответы учащихся)
В 1989 году ушел из жизни Андрей Дмитриевич Сахаров. В Москве в честь А.Д. Сахарова назван проспект, музеи носят его имя. Почему же имя Андрея Дмитриевича Сахарова пользуется уважением до сих пор? Почему его имя не забывается людьми старшего поколения? Почему А.Д. Сахаров, несмотря на угрозы со стороны власти, активно продолжал сопротивлялся авторитарному режиму? Сегодня нам предстоит ответить на эти и другие вопросы.
II. Основная часть
Давайте познакомимся с фрагментами биографии А.Д. Сахарова.
Сообщение учащихся, сопровождающее слайдовой презентацией:
Русский физик-ядерщик, общественный деятель, правозащитник. Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 в Москве, в семье преподавателя физики. Отец Андрея Сахарова, Дмитрий Иванович Сахаров (1889–1961; был четвертым ребенком; всего в семье было шестеро детей), был известным преподавателем физики, автором учебников и научно-популярных книг. «Физиком меня сделал папа, а то Бог знает куда бы меня занесло!» – этих слов Андрей Дмитриевич не написал, но неоднократно повторял их. После смерти Дмитрия Ивановича оба его сына, Андрей и Георгий, которые чрезвычайно любили и уважали отца, старались продолжить его дело. Детство Андрея Сахарова «прошло в большой коммунальной квартире, где, впрочем, большинство комнат занимали семьи наших родственников и лишь часть — посторонние. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке. Для меня влияние семьи было особенно большим, так как я первую часть школьных лет учился дома.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография») В 1938 Андрей Сахаров с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского университета. В 1942, находясь в эвакуации в Ашхабаде, с отличием окончил МГУ. Летом 1942 работал на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекессом. В сентябре 1942 был направлен на большой военный завод в Ульяновске, где работал инженером-изобретателем до 1945, став автором ряда изобретений в области контроля продукции. В 1945 Андрей Дмитриевич Сахаров поступил в аспирантуру Физического института АН СССР им. П.Н.Лебедева, в ноябре 1947 защитил диссертацию, а в 1948 был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия, руководимую Игорем Евгеньевичем Таммом. В 1950 вместе с И.Е. Таммом стал одним из инициаторов работ по исследованию управляемой термоядерной реакции. В 1953 состоялось первое испытание советской водородной бомбы, а Андрей Дмитриевич Сахаров был избран академиком Академии наук СССР.
С конца 50-х годов Андрей Дмитриевич Сахаров, считавшийся «отцом» советской водородной бомбы, активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. В 1961, в связи с его выступлениями за ограничение ядерных испытаний, возник конфликт с Хрущевым, в 1962 — с министром среднего машиностроения Славским. А.Д. Сахаров был одним из инициаторов заключения Московского договора 1963 года о запрещении испытаний в трех средах (в атмосфере, в воде и в космосе), в 1967 участвовал в Комитете по защите Байкала. Трижды А.Д. Сахарову присваивалось звание Героя Социалистического Труда: в 1954, 1956 и 1962. Из воспоминаний А.Д. Сахарова: «С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моей статьи «Размышления», я отстранен от секретных работ и «отлучен» от привилегий советской «номенклатуры». С 1970 защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для меня на первый план. С 1972 года все более усиливалось давление на меня и моих близких, кругом нарастали репрессии.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография») В 1970 А.Д. Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах. В 1975 «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. В декабре 1979, сразу после ввода советских войск в Афганистан, Сахаров неоднократно выступал с осуждением агрессии СССР, 3 января заочно дал интервью корреспонденту немецкой газеты «Ди вельт», а 4 января — корреспонденту американской газеты «Нью-Йорк таймс». Сахаров не только осуждал действия правительства СССР, но и высказывался в поддержку бойкота Московской Олимпиады в связи со вторжением советских войск в Афганистана. 8 января 1980 был принят Указ о лишении Андрея Дмитриевича Сахарова всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий) «в связи с систематическим совершением Сахаровым А.Д. действий, порочащих его как награжденного, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности». Сахарову объявили об этом 22 января и выслали в город Горький (т.к. город был закрыт для иностранцев). В Горьком находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. В знак протеста против незаконных действий властей по отношению к его родным Сахаров дважды объявлял голодовку — в 1984 и в 1985. В декабре 1986, по распоряжению М.С.Горбачева, Андрей Дмитриевич Сахаров был возвращен в Москву. Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью. В марте 1989 Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук, став одним из лидеров группы наиболее радикально настроенных депутатов. Умер Андрей Дмитриевич Сахаров 14 декабря 1989 в Москве.
Учитель: Скажите, кого называют диссидентами?
(ответы учащихся)
Давайте определим, с какого момента начинается диссидентское движение:
Сообщение учащегося:
Смерть Сталина, прекращение массовых репрессий, осуждение «культа личности» на XX съезде в 1956 г., освобождение и частичная реабилитация жертв массовых репрессий дали обществу надежду на возможность реформирования строя. Недолгий период правления Н. С. Хрущева с 1954 по 1964 г. вошел в историю СССР под названием «оттепель». Но с середины 60-х гг. начинается возвращение к репрессивным методам подавления инакомыслия. Первым громким политическим процессом нового времени стало в 1965-1966 гг. дело писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, которые опубликовали за границей под псевдонимами свои литературные произведения, квалифицированные органами КГБ как «антисоветские».
Вскоре после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского математик и поэт А. Есенин-Вольпин, считавший, что надо обратиться к властям с требованием соблюдать собственные законы, написал «Гражданское обращение», которое завершалось приглашением на «митинг гласности». Он состоялся в День советской Конституции 5 декабря 1965 г. на площади Пушкина в Москве. Основным его лозунгом стали слова: «Уважайте Конституцию — Основной закон Союза ССР». С 1965 г. молчаливая демонстрация протеста на Пушкинской площади стала традиционной. Формируется новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания. Людей, следующих именно этому типу поведения, стали впоследствии называть «диссидентами». В феврале 1966 г. А. Синявский был осужден на 7 лет лагерей, а Ю. Даниэль — на 5. Но диссидентское движение уже было не остановить. В 1966 году Андрей Дмитриевич Сахаров выступает с обращением в защиту репрессированных, а в 1968 появилась статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Как говорил сам А.Д. Сахаров: «Это выступление стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе. В советской прессе «Размышления» долго замалчивались, потом о них стали упоминать весьма неодобрительно. Многие, даже сочувствующие, критики воспринимали мои мысли в этой работе как очень наивные, прожектерские».
За что выступали диссиденты?
(ответы учащихся)
Учитель: Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Давайте познакомимся с фрагментом из работы А.Д. Сахарова (Приложение 1)
Скажите, в чем видит значение свободы мысли А. Д. Сахаров? Почему такая свобода – единственная гарантия от установления кровавой диктатуры?
(ответы учащихся)
Почему без свободы мысли невозможен научный подход к политике, экономике, культуре?
(ответы учащихся)
Кто в нашем обществе заинтересован и кто не заинтересован в утверждении свободы мысли?
(ответы учащихся)
За что выступает А. Д. Сахаров в 1970 году?
(В 1970 году Сахаров становится одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывается по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах).
Давайте познакомимся с высказыванием А.Д. Сахарова (Приложение 2).
Что, по мнению А.Д. Сахарова, могло изменить положение в стране? В чем может быть основная сила изменений?
(ответы учащихся)
Скажите, имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, или это бесполезно?
(ответы учащихся)
Нужны ли человеку права на свободу слова, свободу мыслей? Для чего?
III. Подведение итогов: Давайте ответим на поставленные вопросы в начале урока: Почему же имя Андрея Дмитриевича Сахарова пользуется уважением до сих пор? Почему его имя не забывается людьми старшего поколения? Почему А.Д. Сахаров, несмотря на угрозы со стороны власти, активно продолжал сопротивлялся авторитарному режиму?
(ответы учащихся)
IV. Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Что уже знали? Что еще хотите узнать по данной теме?
Домашнее задание: Написать эссе «Андрей Дмитриевич Сахаров- «Герой своего времени» или «Гений добра»?
Источники и литература:
- А.Д. Сахаров, «Воспоминания».
- А.Д. Сахаров, «Автобиография» (Актуальные темы на сервере РДП «Яблоко» — yabloko.ru/Themes/History/sakharov_biography.html)
- «Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961). Биобиблиографический указатель». Фонд Андрея Сахарова; Сост. Е.Н. Савельева; Ред.: Е.Г. Боннэр, Б.Х. Коваль. Москва. Изд. «Права человека», 2003 (Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова — sakharov-center.ru)
- «Летопись жизни, научной и общественной деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова (1921-1989). В 3-х ч. Фонд Андрея Сахарова; Сост.: Е.Г. Боннэр, Б.Х. Коваль, Г.Ю. Авербух. М.: Изд. «Права человека», 2002 (Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова — sakharov-center.ru)
- Энциклопедический ресурс rubricon.com (Энциклопедия российско-американских отношений, Энциклопедия «Москва», Всемирный биографический энциклопедический словарь, Российский энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь «История Отечества», Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Приложение 1
«…Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это – единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре.
Но свобода мысли в современном обществе находится под тройной угрозой: со стороны рассчитанного опиума «массовой культуры», со стороны трусливой и эгоистической мещанской идеологии, со стороны окостенелого догматизма бюрократической олигархии и ее излюбленного оружия – идеологической цензуры. Поэтому свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей…» (Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М., 1990. С. 13–14.).
Приложение 2
«К сожалению, мои коллеги в СССР опять так же, как и в деле Юрия Орлова и множестве других, никак себя не проявили (если не говорить о таких, как академик Федоров и академик Блохин, которые выступили с публичными нападками на меня, вероятно прямо выполняя полученные ими инструкции). Между тем, я думаю, что открытое публичное выступление нескольких (пяти, даже трех) заслуженных, пользующихся уважением академиков имело бы очень большое значение, могло бы изменить не только мою судьбу, но и – что гораздо существенней – положение в стране в целом. При этом (и это тоже важно) этим людям ничего бы не грозило: не только высылка или арест, но и потеря работы, изменение их положения в научной иерархии. Максимум (максимум!) – на какое-то время были бы ограничены их поездки за рубеж. И больше ничего! Совершенно несоизмеримые огромные возможные положительные последствия для всей страны, в том числе и для науки, ее авторитета, для личного престижа тех, кто на это решится, и – минимальный риск. Однако таких людей в научной верхушке СССР на сегодня не нашлось. Почему – не знаю, но это факт, и крайне постыдный и печальный. Неужели наша интеллигенция так измельчала со времен Короленко и Лебедева?» (А.Д. Сахаров, «Воспоминания», 1983 год).
Авторский коллектив:
Малыхина Мария Николаевна, учитель истории и обществознания.
Гущина Татьяна Павловна, учитель истории и обществознания.
Резникова Елена Витальевна, Заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ №34» г. Кемерово