Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
280200_te. Урок: «Человек, ученый, гражданин А.Д. Сахаров»
Цель:
- знакомство с биографией А. Д. Сахарова
- способствовать становлению у учащихся гуманистических нравственных ориентиров;
- формирование у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;
- совершенствование умений работы с учебными текстами и документами в интернете.
Средства обучения:
- ноутбуки с выходом в интернет — 3 шт
- компьютер
- проектор
- экран
- раздаточные материалы (фотографии, распечатанные на принтере, цитаты)
- словарь Ожегова
- компьютерная презентация «А.Д.Сахаров. Личность и судьба»
- блокноты для записей (в подарок)
Формы работы: фронтальная, групповая (3 группы по 4-5 учащихся в каждой)
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. Работа над отрывком из стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова. Поиск в интернете понятия Гражданин.
3. Первое знакомство с героем занятия (фотография).
4. Работа с презентацией. Биография ученого.
5. Обсуждение впечатлений учащихся. В ходе работы небольшой рассказ учителя с вопросами.
6. Размышления над стихотворением Виктора Черникова
«Памяти Андрея Дмитриевича Сахарова»
7. Заключительная часть занятия. Оформление впечатлений в виде рисунка.
Песня «С чего начинается Родина?».
До занятия учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа заранее получает задание: подготовить небольшие выступления по темам: История семьи Сахарова А. Д.; Ученый А.Д. Сахаров; Гражданин А. Д. Сахаров. Консультация учителя обязательна. Выступления лучше оформить в виде презентаций по 6-7 слайдов.
Используются материалы сайтов:
http://www.sakharov-center.ru/sakharov/
http://schools.keldysh.ru/sch1905/CAXAROV.HTM
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html
Для учащихся:
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html
http://www.sakharov-center.ru/sakharov/
http://schools.keldysh.ru/sch1905/CAXAROV.HTM
Использованы материалы:
http://festival.1september.ru/articles/529498/
http://nik-demkin.com/urok/jadro.htm
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/30623
http://www.sakharov-center.ru/projects/projects_book/talk/prezentation/4/ презентация
Примерный ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
На экране с помощью проектора в ходе занятия демонстрируется презентация (прилагается).
Урок начинается с прослушивания песни: «С чего начинается Родина?»
Учитель читает отрывок из стихотворения.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Отрывок «Поэт и гражданин»
Н.А. Некрасов.
— Так что же такое гражданин? Давай те подумаем. Перед вами блокноты. Запишите свои идеи.
Работа в группах. Поиск понятия в интернете. Затем зачитываются результаты обсуждения.
Теперь посмотрим, что об этом говориться в словаре Ожегова
Из словаря Ожегова «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности»
Совместно с детьми обобщаем понятие Гражданин.
3. Первое знакомство с героем занятия.
— Сегодня мы с вами познакомимся с человеком, имя которого вошло в историю нашей страны. Это был удивительный человек! Гражданин своей страны с большой буквы. Говорят, глаза человека это зеркало его души. Посмотрите на это лицо. Что вы можете о нем сказать?
У каждой группы своя фотография, сделанные в разное время. Обмен впечатлениями.
— «Кто видел облик Андрея Дмитриевича, никогда его не забудет. Задумчивый наклон головы и плеч, пригнутых под незримой ношей мысли и совести, рыцарская прямота осанки. Негромкий голос и непреложная твердость того, что выговаривается этим голосом. Хрупкость физическая и сила духа» — писал современник.
Этого человека звали Андрей Дмитривич Сахаров.
Андрей Дмитриевич Сахаров — крупнейший ученый, с именем которого связана целая эпоха зарождения и развития отечественной ядерной физики, большая полоса упорной и последовательной борьбы за человеческое достоинство и справедливость в нашем обществе. Его известность далеко шагнула за пределы России и республик бывшего Советского Союза. И люди разных возрастов, профессий и взглядов долго будут помнить и говорить о нем. Сахаров сегодня стал легендой.
Каждая группа зачитывает цитаты.
«Мое краткое общение с Сахаровым утвердило меня в мысли о том, что он был оптимистом… В условиях, в которых жил Сахаров, для сохранения оптимизма нужна была огромная духовная сила. У Сахарова она была. Он много сделал для разрешения конфликта между Востоком и Западом, и мы с благодарностью будем его помнить».
Э. Теллер, американский физик, «отец» водородной бомбы.
«А. Д. умел чувствовать чужую боль собственной кожей. Вот этот острый талант, острый и высокий, заставлял его не быть безразличным никогда».
С. А. Ковалев, правозащитник.
«Андрей Дмитриевич был, конечно, в первую очередь физиком-теоретиком. Характерным для него было, однако, и то, что нередко, выдвинув какую-нибудь физическую идею, он тут же начинал рисовать эскизы экспериментальных или даже промышленных установок для ее реализации и делать количественные оценки возможных результатов. Мышление Андрея Дмитриевича было конкретным и образным, даже в самых абстрактных вопросах теоретической физики».
Л. В. Келдыш, физик, академик РАН
С биографией выдающего ученого и гражданина своей страны мы сегодня с вами познакомимся.
4.Работа с компьютерной презентацией «А.Д.Сахаров. Личность и судьба»
Просмотр презентации на ноутбуках. Каждая группа делает записи в своих блокнотах. Небольшие выступления.
1 группа: История семьи.
2 группа: Ученый А.Д. Сахаров
3 группа: Гражданин А. Д. Сахаров
Используют свои презентации.
5. Прослушав выступления, вызываем детей на обсуждение:
— Что почувствовали, слушая выступления одноклассников?
О чем думали?
Как вы думаете, что изменило Андрей Дмитривича? Ведь судьба Сахарова складывалась удачно. Работа на секретном объекте, достойная по советским временам зарплата, признание его заслуг государством, трижды Герой Социалистического труда, счастливый брак. Казалось бы, о чем еще может мечтать человек. И вдруг все изменилось. Точнее изменился он сам. С 1957 года он выступает против ядерных испытаний. Почему?
Почему Сахаров выступил против испытаний?
Вот как он сам объяснял это: «Ежедневно я видел, как огромные материальные, интеллектуальные и нервные силы тысяч людей вливаются в создание средств тотального разрушения, потенциально способного уничтожить всю человеческую цивилизацию» (Сахаров). Молчать нельзя!
— Докладные записки руководителям государства, выступления на съездах ученых…
Говорить о правах человека, об интеллектуальной свободе в 70-е годы было очень опасно. Государство преследовало инакомыслящих. Их называли диссидентами.
Да время казней на плахах прошло. Однако настало время тихого удушения в подъездах, лечения инакомыслящих в психиатрических клиниках. Бюрократия карала, подкупала, раскалывала. В «черные списки» могли попасть не только люди, выступавшие против правительства, но и люди просто с гуманными намерениями. Сахаров помогал этим людям. Собирал подписи в их защиту, ездил на судебные заседания, помогал материально, давал интервью иностранным корреспондентам. Стал лидером правозащитного движения.
Однако вскоре гонения начались и на его семью. В 1979 году Андрей Дмитриевич протестовал против введения советских войск в Афганистан, был лишен всех наград и отправлен в ссылку.
Семь лет Сахаров провел в ссылке в городе Горький, лишенный права с кем-либо общаться. Не было телефона. Ему запрещалось куда-либо выезжать. У дверей квартиры постоянно дежурили милиционеры. В 1984 году Сахарова поместили в больницу. Ему сделали укол, вызвавший микроинсульт, пытали удушьем. Когда он объявил голодовку, насильно кормили. «Умереть мы вам не дадим, но инвалидом сделаем» — говорил лечащий врач. Позже Сахаров признавался своему другу: «Ты знаешь, в больнице я понял, что испытывали рабы в Древнем Риме, когда их распинали на кресте».
— Но наступил 1985 год. Что это за год? Какие изменения происходили в стране?
В годы перестройки Сахаров вернулся к активной общественно-политической деятельности. Он по прежнему пользовался авторитетом, был избран депутатом Верховного Совета СССР, предложил новый вариант Конституции страны.
Но здоровье было подорвано.
В 1989 году он умер.
Памяти Андрея Дмитриевича Сахарова
Виктор Черников
Ну что ж, он умер на посту,
Упал, не завершив дебатов,
Слова роняя в пустоту
Второго съезда депутатов.
Вчера мы видели с тобой,
Не отрываясь от экрана,
Как был опять проигран бой,
Открытый, может, слишком рано.
И не случилось ничего,
Не грянул гром, не вспыхнул пламень,
Когда захлопывал его
Свободно мыслящий парламент.
Когда, держась за микрофон,
Глядел усталыми глазами…
О, правда, горькая, как стон!
Кому нужна ты в этом зале?
В стране, погибшей от вранья,
Не извлекающей уроков,
В избытке дряни и жулья,
Да только дефицит пророков.
Ну что ж, он умер на посту,
Упал, не завершив дебатов,
Слова роняя в пустоту
Второго съезда депутатов.
Январь 1990
— Вдумайтесь в эти слова? Какую страну имеет в виду поэт? Что это за эпоха?
Почему сейчас понятие гражданин так актуально?
— Легко ли быть настоящим гражданином?
6. Итог занятия. Коллективный рисунок по итогам занятия.
Каждой группе выдается лист А3. Дети рисуют свои впечатления.
Включается запись песни «С чего начинается Родина?»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Сайфулина Ильсеяр Хамитовна, учитель математики и физики
МОУ «СОШ с.Курченко» Наримановский район Астраханская область