Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
280300_te. Урок истории России в 11 классе (профильный уровень обучения) «Россия в начале XXI века- угроза тоталитаризма». (Размышление над темой…).
А.Д.Сахарову посвящается…
Эпиграф:
«Делай, что надо и будь, что будет.
В конечном итоге нравственный
выбор является самым прагматичным».
(А.Д. Сахаров)
Цели урока:
1) рассмотреть идеи А.Д.Сахарова, показать их значимость для современного российского общества;
2) раскрыть проявление тоталитарных черт в России в начале XXI века, показать историческую закономерность и объективность развития тоталитаризма в России;
3) выявить черты современной российской демократии и показать ее переплетение с авторитарностью и тоталитарностью сегодня;
4) составить программу действий по искоренению негативных тенденций «Образ России завтра».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений, их отображения в современной российской действительности.
Форма урока: круглый стол- дискуссия, размышление, презентация творческого задания «Россия в XXI веке- образ желаемого завтра».
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Сегодня российская и мировая прогрессивная общественность живет в ожидании значимого, и я бы добавила, знакового события- 90-летия со дня рождения человека- эпохи, великого ученого XX столетия, гражданина своей страны и мира- А.Д.Сахарова. Почему знаковое событие? Потому, что в центре внимания общества стоит вопрос о будущем России, о котором в свое время очень много говорил и писал А.Д. Идеи Сахарова пережили и Сахарова, и его эпоху и могут оказать влияние на наше ближайшее будущее. Иными словами, мы постараемся рассмотреть судьбу идей и политических убеждений Сахарова в XXI веке.
Идеи А.Д.Сахарова о конвергенции, как некоего состояния общества, в котором оптимально сбалансированы идеи свободного рынка и социальной справедливости написаны были советским человеком, которые для большинства в то время считалось утопией. Сахаров писал: «Наше государство подобно раковой клетке- с его мессианством и экспансионизмом, тоталитарным подавлением инакомыслия, авторитарным строем власти…». Это было сказано более двадцати лет назад, и к сожалению сегодня это звучит злободневно. Казалось бы, Россия в конце XX века совершила небывалый рывок из посттоталитаризма к ценностям свободы и права, демократии и рынка, о необходимости которых говорил А.Д.Сахаров. Этот процесс не только не был завершен, хотя был достаточно радикален и беспрецедентен в нашей истории, но и поставил Россию с одной стороны в историческую ловушку, чтобы вырваться из нее, нужно совершить еще один модернизационный рывок, но сделать это предстоит в условиях, в которых слишком многое располагает к инерции и загниванию сегодня, а с другой стороны Россия находится на развилке, что ей необходимо четко определить свои цели и сделать сознательный выбор всем обществом, чтобы пройти эту развилку в правильном направлении и без необратимых потерь. От сегодняшнего выбора зависит, удастся ли России, наконец, стать современной во всех отношениях страной. Сегодня речь идет о самом выживании России в качестве передовой нации. Вопрос в том, сможем ли мы этот вызов времени осознать и приступить к немедленным действиям.
Положение двойственное: рентоориентированная экономика, износ ресурсов, потеря уверенности в будущем страны- надежд на обновление сейчас меньше, чем 20 лет назад, но стратегические вызовы таковы, что скатывание на пройденные уже нашей историей тоталитарные рельсы- значит еще более отдалить «желаемое завтра». В связи с этим обозначаем проблему урока: развитие тоталитарных тенденций в демократизации российского общества в начале XXI века, что обуславливает ее деформированность и разрушение. Основная задача нашего Круглого стола- рассматривать поднятые вопросы через призму идей и уроков А.Д.Сахарова. Большинство сегодняшних трудностей и проблем России уходит своими корнями в тоталитарное прошлое и придает особую актуальность всестороннему изучению тоталитарного феномена.
Вопрос: Почему именно Россия стала страной, в которой в XX веке была предпринята первая и наиболее последовательная попытка воплощения в исторической действительности коммунистической утопии и как следствие тоталитаризма. Было ли это исторически закономерно?
Ученик: В целях исследования русскими философами был применен метод комплексного изучения России как особого типа цивилизации. Истоки тоталитаризма обозначились в характере российского менталитета. Немаловажную роль в формировании тоталитарного мышления сыграла русская радикальная интеллигенция.
Особенностью российской цивилизации во многом определившей мировоззрение как русского народа, так и русской интеллигенции, является понятие «земли». Об этом писал
Н.Бердяев.
«Читая любую русскую историю, получаешь впечатление, что русский народ не столько завоевывал землю, сколько без боя забирал ее в плен»,- писал Ф.Степун. Это военнопленная земля и работала на русский народ, работала без того, чтобы он сам на ней по-настоящему работал. Тот постоянный колонизационный разлив России, который приходилось наспех заселять и засеивать, лишал русский народ не только необходимости, но и возможности заботливого и тщательного труда на земле. Так столетиями создавался в России стиль малокультурного, варварского хозяйствования, психология «безлюбовного отношения к любимой земле…»
Ученик: Этим объясняется и деспотический характер русского государства. Самодержавный инстинкт русского народа нашел свое воплощение в персонифицированном отношении к источнику авторитарной власти. Вера в сильную государственную личность, ее обожествление явились благодатной почвой для установления диктатуры большевиков. Монархическая традиция царской России трансформировалась в одну из главных черт советской власти- режим личной власти большевистских диктаторов.
Наряду с «землей», одной из наиболее идеологизированных категорий является «община», которая также во многом способствовала распространению в русском самосознании архетипов коммунистического мировоззрения. Подавляющее большинство населения России во многих поколениях было воспитано традициями жизни русской общины. Столетиями утверждался общинный коллективизм, корпоративность, уравнительность, принципы социальной справедливости.
«Элемент социализма имелся в русской крестьянской общине, государственно-принудительной, бессрочной и ограничивающей свободное распоряжение землей,- писал философ И.Ильин. Община казалось целесообразной и «социальной» потому, что связанные ею крестьяне старались преодолеть ее отрицательные стороны справедливым распределением пользуемой земли и несомненного бремени (переделы по едокам и круговая порука).
Наличие общины имело негативные социально-экономические последствия для всего последующего развития России, приходит к выводу Ильин. Это выразилось в аграрном перенаселении общины, экстенсивности и отсталости крестьянского хозяйства, в подавлении личной хозяйственной инициативы, к нарастанию революционных настроений в стране. Следовательно, идеология тоталитаризма основывалась на уже готовом фундаменте.
Вопрос: Исторически сложившийся особый тип цивилизации породил и сформировал особый тип тоталитарного мышления, немаловажную роль в котором сыграла радикальная интеллигенция. В чем заключалась ее основная роль в формировании тоталитарного сознания?
Ученик: Отторгнутая на многие десятилетия от свободной и ответственной государственной деятельности, большая часть русской интеллигенции сформировала убеждение в исключительно отрицательной роли государства в историческом развитии России, в необходимости противопоставлять интересы государства и народа.
Во II пол.XIX века происходит процесс созревания культурно-исторических предпосылок распространения утопических идей коммунизма в России, утверждение марксизма как наиболее авторитетной и популярной идеологии русской революционной интеллигенции.
Доверчивая русская душа была прельщена идеей К.Маркса о возможности установления бесклассового общества и золотого века для всего человечества.
Марксизм по мнению Н.Бердяева превратился в России в религию. «Марксизм был крушением русской интеллигенции», пишет Бердяев. Ради будущего всеобщего счастья интеллигенция освободила себя от уз «обычной морали» и составила «новую нравственность», позволявшую полную свободу действий ради торжества революций. И если первоначально интеллигенция расплачивалась своими жизнями за свои слова и дела, то затем в ход были пущены чужие жизни. Внутренняя логика процесса привела к убийствам, грабежам, воровству и всяческим беспорядкам в общественной жизни. Поставив себя на место Бога, решив, что ей «все позволено», левая интеллигенция закономерно пришла к террору.
Ученик: К характерным чертам мировоззрения революционной интеллигенции причислял нигилистический утилитаризм, который отрицает все абсолютные ценности и единственную нравственную цель усматривает в служении субъективным, материальным интересам «большинства», народа, морализм, требующий от личности строгого самопожертвования, безусловного служения, и наконец противокультурную тенденцию-
стремление превратить всех людей в «рабочих», сократить и свести к минимуму высшие потребности во имя всеобщего равенства и солидарности в осуществлении моральных требований.
Интеллигенция пыталась внедрить в сознание народа западные идеи, философские системы, теории, идеологии. Таким образом, интеллигенция способствовала духовной опустошенности и росту преступности в народной среде. В итоге в России воцарилась идейно-политическая унификация и господство охлократии, что привело к последующему упрощению и сползанию в тоталитаризм.
Учитель: Напрашивается вывод: тоталитарный строй советской России имел глубокие корни в характере русского народа, и явился закономерным историческим этапом развития нашего государства. Тоталитарный режим нельзя воспринимать в отрыве от исторического развития и общественной среды. Его можно назвать «болезнью роста», вызванной неоднозначными причинами. С одной стороны- догматизм, идейная нетерпимость, фанатизм. С другой- стремление к целостному миросозерцанию, поиски «Царства», государства Правды и Справедливости. Эти высокие мотивы, заложенные в народном характере, эти качества незрело, несовершенно преломились в условиях I половины XX века, условиях достаточно экстремальных и создали этот уникальный общественный строй именуемый тоталитаризмом.
Однако не только специфические черты характера русского народа определили становление тоталитаризма. Необходимо отметить культурно-историческую реакционность коммунистической идеологии. Предпринятая большевиками попытка осуществить коммунистическую утопию в российской действительности неизбежно обусловила появление тоталитаризма. Таким образом, зародыш тоталитаризма коренится уже в любой форме коллективизма, в любой попытке подчинить индивида, его индивидуальные устремления чему-то общему.
Вопрос: Существует ли угроза восстановления тоталитарного режима в России сегодня?
Ученик: Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для этого. Объективные условия налицо- сохраняется, а в ряде субъектов Федераций обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающим для возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом. Что это такое? Предшественником тоталитарного индивида был маргинал- человек, крутой ломкой истории и заброшенный в новый мир. Маргинализация охватила в начале XX века практически все классы русского общества. Маргинал- человек переходного времени, как бы повисший между двумя историческими эпохами и сделавший эту переходность принципом отношения к действительности, принципом самоопределения. Маргинал мало отвечает за свои поступки, не несет ответственности не только за себя, но и «ближний круг», т.к. он привык: за него отвечает власть, государство. Маргинал безволен, безынициативен и безынтересен, у него нет четких представлений о будущем, оно размыто в его представлениях. Такие люди всегда устраивают власть, т.к. они любят подчиняться, их многое или все всегда устраивает. Такие люди отказываются от выбора. Он им не нужен. Они всегда – послушные исполнители, хотя могут занимать в иерархии власти большие посты. Тоталитарный индивид полностью отдается воле событий, тому самому миру, которого он боится. Единственное для него средство сохранить себя- это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над чуждой, враждебной действительностью. Для него главное- это стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.
Вопрос: Позволяет ли современная обстановка прогнозировать возможность появления нового тоталитарного индивида?
Ученик: Я думаю, что да. Маргинализация общества налицо. Тоталитарное сознание и психология передаются из поколения в поколения. Тоталитарность вросла в нас и стала частью нашего менталитета. И самое главное, общество еще не выработало иммунитет от тоталитаризма.
Вопрос: От какого наследства Россия должна отказаться и по какому пути ей идти?
Ученик: Прошел не один десяток лет с момента Нобелевской лекции А.Д.Сахарова «Мир. Прогресс. Права человека», а проблемы в России остаются прежние. Нынешний российский режим – коррупционный и авторитарный, как сейчас многие говорят «капитализм с волчьим оскалом». Заморожены важнейшие реформы государственной системы, нарушается конституция, идет деградация конституционного права, ограничена публичная сфера. Закономерно растет административный произвол и коррупция. Власть, как и большая часть общества, не готова жить в соответствии с демократическими ценностями и правилами. Характерно повсеместное неуважение к правам, свободам и достоинству человека. Выборы превращены в фарс и фактически стали назначениями. Суды зависимы от власти и продажны. Средства массовой информации стали инструментом пропаганды. Граждане перестали верить не только государственным институтам, но и партиям, общественным организациям, профсоюзам, своим соседям. Дефицит доверия и солидарности препятствует объединению для совместных действий и сопротивлению властям. Более того, подавляющее большинство российских граждан по-прежнему готовы отказаться от своих прав и свобод, возможности влияния на власть, если государство гарантирует им минимальную стабильность и достаток. В обществе нет системы ценностей, которые разделяло бы большинство граждан и которыми руководствовалась бы власть в своих действиях, нет консенсуса по поводу основных ценностей, в том числе – зафиксированных в Конституции.
Ученик: Легкость, с которой в нашем обществе возникают и расцветают национализм и ксенофобия (а число преступлений, совершенных на почве национализма ежегодно растет), несомненно унаследована нами от депортаций в годы войны целых народов, обвиненных в предательстве, и от «борьбы с космополитизмом», «дела врачей» и сопутствующих всему этому пропагандистских кампаний. Интеллектуальный конформизм, боязнь всякой «инакости», отсутствие привычки к свободному и независимому мышлению, податливость ко лжи. Безудержный цинизм — оборотная сторона двоемыслия, лагерная мораль («умри ты сегодня, а я завтра»), утрата моральных ценностей — и этими нашими бедами мы в большой мере обязаны школе большевизма и сталинизма.
Катастрофическая разобщенность людей, стадность, подменившая коллективизм, острый дефицит человеческой солидарности, — все это результат репрессий, депортаций, насильственных переселений, целью которого ведь и была раздробление общества на атомы, превращение народа в «население», в толпу, которой легко и просто управлять.
Российская система правосудия – прямое наследство обвинительного правосудия и ГУЛАГА, составлявших основу сталинской системы. Целый ряд характеристик настоящего свидетельствуют о том, что черты политической системы, отношение государства и его правителей к гражданам по-прежнему заклеймены сталинизмом, более того, в последнее время эти черты общественного устройства становятся все более явными.
Когда заходит речь об условиях содержания заключенных и необходимости их улучшения, то чаще всего звучит стандартный набор тезисов: «Он преступник, он знал на что шел, тюрьма не санаторий». Сам термин «места лишения свободы» означает, что гражданина за его преступление лишают именно свободы, но не права на человеческие условия жизни. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин регулярно говорит о том, что суд приговаривает человека к заключению, но не к мучению. Однако в России эти слова как были, так и остаются синонимами на протяжении многих лет. С той лишь разницей, что современных арестантов в казенном доме поджидает не дыба, а смертельные болезни. На сегодняшний день около 90% российских заключенных больны, почти половина из них страдают опасными заболеваниями. В местах лишения свободы находятся 795 тыс. человек, страдающих различными заболеваниями. Из них 340 тыс. человек – больные социально значимыми заболеваниями, такими как СПИД и туберкулез. Учитывая, что в стране около 900 тыс. заключенных, выходит, что здоровы не более 10% тех, кто отбывает наказание.
В России до сих пор нет закона о социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в том числе и больных туберкулезом. Больные, получавшие хоть какое-то лечение в колонии, далеко не всегда могут продолжить курс реабилитации, отсидев срок.
Ученик: Государство выступает верховным распределителем, «дарителем» благ. Вырабатывается отношение к населению отчасти как к обузе, вплоть до понимания социальной массы как предмета политических манипуляций. Политический и административный класс, настроенный на авторитарные действия, становится главным тормозом обновления.
В современном мире главным ресурсом развития становятся творческие способности человека, его энергия и инициатива. Развитие обеспечивается на базе свободы и права. Только на этой основе возможно и удовлетворение державных, геополитических, силовых и прочих амбиций.
Тем самым кардинально перестраивается система отношений. Паразитарно-распределительные ценности замещаются творчески-производительными. Это ставит свободу над властью, народ над государством. Модель «граждане на службе у государства» сменяется принципом «государство, обслуживающее граждан». Новые ценности и принципы меняют соотношение статусов власти и общества, государства и человека. Самым современным и стратегически значимым требованием к власти становится ее способность к рациональному самоограничению. Во власти формируется новый кодекс служения- не самой себе или абстрактной «державе», а живым людям, ее населяющим. Теперь страна- это мы, народ. Точно по Конституции.
Ученик: Напрашивается вывод, что демократизация общества неосуществима без демократизации государственного аппарата на всех его уровнях. Ведь он непосредственный носитель и исполнитель властных полномочий государства. Для России эта проблема во все времена оставалась актуальной. Как мы видим, упразднение партноменклатуры и переход к аппарату государственных органов управления еще не гарантирует демократической сути его деятельности. Любой госаппарат, даже в самых демократических странах, сохраняет в себе бюрократическую сторону; в любом варианте аппарат чиновников имеет тенденцию к превращению в особый слой, стоящий над государством и обществом. Отсюда необходимость ограничения его властных полномочий и создания системы контроля со стороны представительных органов власти и институтов гражданского общества за его функционированием.
Демократия- это власть закона, соответствующего интересам общества; российская демократия в интересах власти.
Необходимо сегодня выработать действенные, в том числе и политико-правовые механизмы, которые смогут реально воспрепятствовать появлению тоталитарных рецидивов впредь.
Учитель: Теперь понятно, почему идеи А.Д.Сахарова не реализовываются в России и продолжают сохранять высокую степень актуальности. Мы провели соцопрос на улицах нашего города и задали три вопроса разной возрастной категории граждан:
— Вы довольны развитием демократией в нашей стране?
— Что для вас значит свобода?
— Вам хватает этой свободы?
Идет просмотр видеоблога.
Вопрос: Какой вывод можно сделать из увиденного?
Ученик: В целом общество готово принять новую систему ценностей, но завоевания демократии они понимают поверхностно: свобода в том, что были бы материальные блага. Это говорит о том, что люди в основном по материальному достатку находятся на уровне бедности и от этого для многих тоталитаризм так привлекателен, т.к. он обеспечивает порядок, дает определенную стабильность, не заставляет людей думать, самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, творчество. А то, что им не предоставлен выбор, что их мнение никому не нужно, от их голоса ничего не зависит- это им все равно и самое главное угроза тоталитаризма тоже не беспокоит, «это было в прошлом»,- считают они.
Вопрос: Какие уроки нам дали идеи А.Д.Сахарова?
Ученик: Уроки Сахарова — это уроки сопротивления власти. Сопротивления, основанного на осознании своего морального долга перед народом, да и всем человечеством.
Проста ситуация, когда масса осознаёт, что власть ей вредна. Обычно невыборная или псевдо-выборная власть имеет массу сторонников — в определённом смысле подкупленное и оболваненное большинство. В этих условиях попытка сопротивления власти ведёт к шельмованию сопротивляющегося ей, к потокам грязи и клеветы в его адрес, что весьма трудно выдержать. Необходима уверенность в своей правоте, достигаемая в результате тщательнейшего обдумывания и анализа ситуации, без чего невозможно твёрдо стоять на своём.
Учитель: Насколько сегодня в России выражено сопротивление власти?
Ученик: Оппозиция в России существует: движение «За права человека», Партия народной свободы, Движение в защиту Химкинского леса, движение «Стратегия 31», которое требует от властей соблюдения 31-й статьи Конституции, права на мирное собрание, партия «Другая Россия»Э.Лимонова. Но реальной силы оппозиция на сегодняшний день не имеет, т.к. она не может реально воздействовать на власть. Поэтому сопротивление власти выражено, на наш взгляд слабо. Налицо нарушение принципа демократии- уважение прав и интересов меньшинства.
Ученик: Еще один важный урок — это недопустимость моральной относительности, когда, к примеру, равнозначными считаются две правды — правда жертвы террора и правда террориста. Важно понимание, что долг перед страной определённо выше долга перед властью, давшей высокие награды, звания, привилегии. Последнее особо трудно, ибо власть обычно отождествляет себя со страной и её народом.
Ученик: Мы разделяем его кредо, сформулированное в таких словах: «Моим идеалом стало открытое плюралистическое общество с безусловным соблюдением основных гражданских и политических прав человека, общество со смешанной экономикой, осуществляющее научно регулируемый всесторонний прогресс. Я высказал предположение, что такое общество должно возникнуть как результат мирного сближения («конвергенции») социалистической и капиталистической систем и что в этом — главное условие спасения мира от термоядерной катастрофы». (Открытое письмо Президенту Академии наук СССР А.П. Александрову. Горький, 20.10. 80)
Огульное отрицание всего, что было в СССР несправедливо. Особо ценными представляются система социального страхования, бесплатные обучение и медицина (хотя ее уровень мог быть выше), многое в методах решения жилищной проблемы, обеспечение науки и искусства.
Ученик: Нет, и не может быть, деления людей на тех, кто руководит, и поэтому морально отвечает за все происходящее, и тех, кто является только ведомым и ни за что не отвечает. «Люди, занимающие видное и прочное положение, объективно ответственны не только за свои действия, что тривиально, но и за бездействие«. (Журнал «СССР: внутренние противоречия», 1982). Не только к СССР времён Сахарова относятся его слова о том, что члены правящей группы «цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам прогресса, к безопасности и будущему человечества». Это убеждение в своей личной ответственности за все происходящее определяло всю общественную деятельность АД.
Ученик: АД высоко оценивал роль науки в создании будущего гармоничного общества: «Экономические и экологические трудности, истощение энергетических и сырьевых источников, загрязнение среды, угроза голода не могут преодолеваться без широкого и рационального использования достижений науки и технологии, без новых комплексных глубоких исследований, вне продолжающегося и расширяющегося всемирного научно-технического прогресса. При этом определенную роль должны играть меры социального характера …». Здесь нужно подчеркнуть его веру в прогресс через достижения науки и необходимость, одновременно, принятия мер социального характера. Все это подразумевает, в частности, улучшение системы образования, без чего невозможен научный прогресс, а следовательно, и прогресс общества. Проблема образования и науки как основы благосостояния общества и его высокого морального уровня крайне важны и сейчас.
Ученик: Еще в начале подъёма нынешнего всемирного террора, АД говорил: «Среди проблем, которые меня волнуют — безумие международного терроризма. Какие бы высокие цели не ставили в качестве предлога террористы … — их деятельность всегда преступна, всегда разрушительна, отбрасывает человечество к временам беззакония и хаоса, провоцирует … внутренние и международные осложнения, противоречат целям мира и прогресса… Я надеюсь, что люди во всем мире поймут гибельность террористического пути … и лишат их какой-либо, даже самой пассивной поддержки, окружат их стеной осуждения».(«Вашингтон Пост», февраль 1980). Тут, как говорится, не убавить и не прибавить, кроме к сожалению, признания того факта, что этого пока не произошло.
Ученик: Интересно, насколько А. Д. Сахаров, великий мыслитель, был способен предвидеть будущее. Заметим, что первая его политическая статья была по сути именно футурологической. Он вернулся к футурологии в 1974 г., и, как писала, Е. Г. Боннэр, делал это с удовольствием. В статье, «Мир через полвека», АД даёт прогнозы развития науки: «В перспективе, быть может позднее, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, любой статьи, получение любой справки (…) Но поистине историческая роль ВИС будет в том, что исчезнут все барьеры обмена информацией между странами и людьми». Интернет, как мы знаем, появился много раньше для целей научной работы, связи между лабораториями, но в целом его будущее было описано правильно.
Ученик: АД увязывал все надежды на будущее человечества с обеспечением прав человека. Разумеется, права человека есть несомненная ценность развитого современного общества, но, как оказалось, применяемые без должной осторожности, эти права легко обратились обществу во вред. Хотя бы потому, что совсем не любая двуногая тварь может называться человеком. Вообще, можно ли предполагать, что «идеология прав человека» настолько универсальна, что сможет сочетаться с исламом и с идеологией исламского возрождения? Мы хотели бы ради будущего, пусть даже далекого, надеяться на утвердительный ответ, однако сильно в нём сомневаемся… Сегодня несть числа примеров злоупотребления «правами человека» тех, кого этих прав давно следовало бы лишить. Множатся примеры злоупотребления свободой слова, под прикрытием которой идёт пропаганда ненависти и убийства.
Учитель: Я думаю, главный урок, извлекаемый из изучения научного и общественно-политического наследия Андрея Дмитриевича Сахарова — это осознание того, сколь сейчас не хватает личности подобного масштаба всему миру. Андрей Дмитриевич показал нам всем пример того, как в несвободном обществе и государстве можно быть свободным человеком, потому что, главное- это свобода внутри нас. И никакая внешняя свобода не сделает человека по-настоящему свободным если ее не будет у него в сознании.
Вопрос: По какому пути должна идти Россия? Попробуем создать образ России «желаемое завтра». Что нужно для этого делать?
Ученик: Мы попробовали составить будущее России исходя из совершенно другой системы ценностей, соответствующей демократическому, социальному государству XXI века.
Российское государство стало в полной мере социальным- соответствующим своей главной конституционной характеристике.
Успешная модернизация экономики создала запрос на «умный» и квалифицированный труд- все большее число людей видели связь между собственными усилиями по получению образования, профессии, самоотдачей и получаемыми благами. Это, в свою очередь, создавало запрос на качественное образование, здравоохранение, пенсионную систему, которые основывались бы на принципе равенства возможностей, а не «уравниловке». Главным критерием эффективности социального государства стало оказание максимально возможного объема социальных услуг именно тем группам населения, которые предъявляют на них спрос, т.е. реальная адресность социальной политики государства, которая дает одновременно максимальный социальный и финансовый эффект.
В результате ни одна сколько-нибудь значительная социальная группа- будь то инвалиды или пожилые люди- не выпадает из социальной среды и вносит свой вклад в общественное развитие, тем самым обогащая и свою жизнь как полноценных членов общества.
Наиболее многочисленным социальным слоем российского общества является средний класс, в который попадает не менее 50% населения(домохозяйств). Его отличительными чертами являются:
— высокие текущие денежные доходы( не менее 30 тыс. руб. покупательной способности 2011 года на члена домохозяйства);
— наличие комфортабельного собственного жилья;
— занятие квалифицированным трудом;
— обладание денежными сбережениями, размещенными в банках и участие в долгосрочных кредитных(ипотечных) проектах;
— вложение личных средств в поддержание своего здоровья и здоровья членов своей семьи;
— участие в платных образовательных и досуговых программах для себя и членов своей семьи(например, музыкальные, художественные, спортивные школы для детей);
— проведение отпуска вне дома или загородного жилья;
— активное участие в деятельности некоммерческих организаций(волонтерство,благотворительность), местного самоуправления.
Повышение качества жизни превратило заботу о здоровье в одну из главных ценностей общества. Система здравоохранения состоит из двух составляющих:
— общественное(финансируемое из бюджета) бесплатное и общедоступное(независимо от материального и социального положения, места проживания);
— дополнительное страховое(платное), финансируемое из доходов домохозяйств и через взносы работодателей.
Средняя заработная плата врача в общественном секторе в 1,5 раза выше средней оплаты труда в субъекте Федерации.
Расходы на содержание общественного сектора здравоохранения удвоились по сравнению с началом XXI века и составляют не менее 7% ВВП.
Страховой сектор здравоохранения построен на принципе добровольности.
В сфере образования в общественном запросе на первый план вышло его качество и соответствие обретенных знаний потребностям экономики и рынка труда.
Образование становится непрерывным: в модернизированном обществе главное- умение учиться постоянно в течение жизни.
Социальный и общественный статус учителя очень высок. Он, как правило, принадлежит к сердцевине среднего класса.
Функционирует разветвленная система финансовой поддержки одаренных выпускников школ, желающих получить высшее образование. Это и частные фонды, выделяющие гранты и именные стипендии, а также доступные образовательные кредиты.
Критерием для определения получателей адресной помощи от государства, муниципалитета или благотворительных организаций является не кризисный «прожиточный минимум», а европейская «черта бедности»- доходы в расчете на члена семьи менее 50% от общего уровня доходов в регионе проживания.
На российском рынке труда преобладают рабочие места, требующие высокой квалификации и соответствующего периода обучения.
В России существует эффективная система обязательного социального страхования, которая распространяется на следующие риски:
— нетрудоспособность по возрасту;
— необходимость в постороннем уходе при наступлении нетрудоспособности;
— инвалидность;
— временная нетрудоспособность;
— несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание;
— безработица.
Выплаты эта система осуществляет через два внебюджетных фонда, действующих в виде специализированных автономных некоммерческих организаций(АНО).
Россия преодолела и «русскую болезнь»- «проклятие» сырьевой зависимости и слабость рыночных и государственных институтов. Государство как минимум вдвое снизило свое непосредственное присутствие в экономике(его доля в ВВП не превышает 30%).
Гражданское общество, бизнес и государство- равноправные участники и партнеры в экономической политике, то есть системе отношений, складывающихся по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся экономики.
Устойчивость экономического роста и стабильная социализация его результатов обеспечиваются развитой и конкурентоспособной национальной финансовой системой.
Вот такой мы видим свою страну, общество, государство в будущем, ради чего мы готовы трудиться.
Учитель: В продолжение сказанного на память приходят слова А.Д.Сахарова: «Будущее может быть трагично. Оно может быть и более достойным человека, более добрым и разумным. Но его также может не быть совсем. Все это зависит от всех нас». В этих простых словах скрыты общественные идеалы, которые предлагал Сахаров- это уважение прав человека, терпимость и свобода. Самое удивительное, что в современном российском обществе отсутствуют какие-либо общественные идеалы, определяющие нормы общественной жизни. Они замещены, как писал Сахаров, культом государства и силы, а теперь также денег и успеха. И если российским гражданам, верящим в эти идеалы, удастся когда-нибудь продвинуть их в общественное сознание,- это будет главная победа Сахарова, а также российского общества.
Спасибо, ребята за серьезный разговор. Подумайте над вопросами:
— Что дали лично мне идеи Сахарова?
— Какие уроки для себя я вынес из идей Сахарова?
— Почему так опасен тоталитаризм сегодня?
А теперь каждый участник дискуссии скажет несколько слов:
Свобода – это …
Тоталитаризм – это …
Общество, в котором я хочу жить – это…
Домашнее задание: Попробуйте написать эссе по следующим темам на выбор:
«Демократия — это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)
«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н.Чичерин).
«Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве» (О.Фронтингем)
«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж.Б.Шоу)
Составьте синквейн.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
ВИДЕОРОЛИК
https://www.sakharov-center.ru/dissimilarprojects/sch/konkurs/sakharov2011/280300_te.flv
Кузьмина Нина Викторовна, учитель истории и обществознания
ГОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер»