Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290300_te. Конспект занятия. Тема: «Мир. Прогресс. Права человека (на основе нобелевской речи А.Д. Сахарова)»
I. Характеристика и ход занятия
Предмет: Основы философии
Целевая аудитория: учащийся (студент), III курс.
Методический замысел урока и обоснование его темы:
Личность академика А.Д. Сахарова поистине уникальна и неповторима не столько своим вкладом в развитие ядерной физики и военной безопасности страны, сколько смелым отстаиванием прав человека в СССР и во всем мире. Думается, что такая взаимосвязь ученых физиков-ядерщиков и отстаиванием прав человека не случайна. Пагуошское движение впервые ярко и весомо показало ощущение ответственности ученых за мир во всем мире. Люди, которые создали ядерное оружие, способное уничтожить Землю за считанные секунды выступили против его применения. В СССР против применения ядерного оружия выступил А.Д. Сахаров, который пошел еще дальше – он обрушился с жесткой критикой нарушения политических прав и свобод человека в странах социалистического лагеря, авторитарного и диктатурного укладов. Нобелевская премия за развитие мира и актуальность изучения творческого пути А.Д. Сахарова – яркие показатели его правоты и честности жизненного пути.
Занятие посвящено пониманию прогресса в развитии человеческого общества. Основным идейным базисом занятия-консультации выступает нобелевская речь А.Д. Сахарова, в которой выразилось технократическое понимание роли и задач прогресса.
Методы преподавания основываются на общении, диалоге и беседе. Конструктивный диалог между преподавателем и студентом должен исходить из общей соработнической, коллегиальной позиций. Предпочтение отдается открытым вопросам, не дающим одного «правильного» ответа или решения. Важно сочетание проблемного подхода, основанного на исследовательских позициях и подхода сопереживания, вживление в чувствования и мировоззрения других людей, живших в иное время в иных обстоятельствах и реалиях.
Эвристические методы познания должны исходить как из индивидуальной позиции, так и коллективной формы познания. Важно постоянно проводить параллели между отдельной личностью и целым коллективом. Поэтому принципиальным моментом в познании видится создание условий для индивидуального и коллективного самовыражения. Студент должен уметь защищать коллективные ценности, которые иногда могут вступать в противоречие с его индивидуальными позициями и ценностями. Именно в таком индивидуально-коллективной познавательной дихотомии видится основа для формирования разносторонне развитой личности, которая должна выступать определяющим фактором развития нашего общества на пути инновационных устремлений России.
Важным моментом на занятии выступает самоорганизация и самоценности каждого высказанного мнения. Нельзя отбрасывать мнения студентов как заранее «неправильные» и «некорректные». Важно подходить к каждому мнению с таких позиций, с которых они сами задумывались бы в истинности или ложности выраженных оценок. Поэтому важно искать парадоксы и логические нарушения выраженных взглядов, допускается использование провокационных вопросов и заданий. Цель данного подхода – научить студентов понимать мир во всей его сложности и противоречивости. Важно дать понять студентам в процессе занятий, что мир социальных отношений очень сильно зависит от человеческих интересов, оценок, настроений, подходов, взглядах и т.п. И поэтому понятие истины в гуманитарных науках зачастую зависит от того насколько сильно и убеждающее представлена аргументация по тому или иному вопросу.
Необходимо помнить, что во время занятия постоянно нужно демонстрировать честность, открытость и высокие нравственные качества. Любой спор или конфликт необходимо стараться решать конструктивно и взаимовыгодно.
В самом занятии видится важность использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие повысить успеваемость, внимание, интерес учащихся к занятию [1].
Тип занятия: Занятие-консультация комплексного применения знаний, умений и навыков в новых учебных условиях.
Форма занятия: Занятие-размышление с элементами эвристической беседы и дискуссии.
Цели и задачи занятия:
— раскрыть взаимосвязь мирного существования, прогресса и прав человека на основе принципа системности;
— развитие умения анализировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения, прививать навыки исследовательской деятельности;
— формирования чувства ответственности за судьбу своей страны не только перед настоящим и будущем, но и перед прошлым.
Главная проблема занятия (пишется на доске):
Могут ли политические права человека стать основой свободы современного общества?
Ожидаемые учебные результаты:
— Формирование внутренней ценностной установки неприятия насилия при достижения поставленных целей и решения практических задач; повышение чувства самоценности жизни, углубление личной и социальной рефлексии среди студентов.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
— фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и технологии работы преподавателя:
диалоговая технология; проблемно-поисковая; использование ИКТ; здоровьесберегающие технологии.
Приемы работы преподавателя:
парадоксальности; использование ключевых слов, терминов; рефлексивные методы.
Оборудования и ресурсы к занятию:
— компьютер, проектор.
Основные понятия:
Права человека, свобода, прогресс, система, подсистема, универсум, личность, мировоззрение, разум, мир.
Стадии занятия: вызова, осмысления, рефлексии
Общее время занятия:
— 1 час 35 минут.
Эпиграф к занятию:
«Горе стране, где все согласны» Н. Муравьев
II. Первая часть занятия (45 минут)
Временная структура 1-й части занятия:
5 минут организационная часть;
10 минут актуализация знаний по пройденному материалу (вызов);
3 минуты мини-зарядка;
20-25 минут изучение нового материала (осмысление);
5 минут – закрепление знания (рефлексия).
1. Организационная часть (5 минут).
Приветствие. Фиксирование присутствующих в журнале. Объявление название темы, ее цели и задачи. Спросить у студентов, что они ожидают от занятия.
2. Стадия вызова. Актуализация знаний (5 минут)
I. Давайте вспомним, что такое свобода.
Сделайте кластер и синквейн на тему «Свобода» [4]
(К доске вызываются 2 ученика. Один выполняет кластер, другой – синквейн. Группа получает аналогичное задание для работы в тетрадях. После проверяем результаты и выявляем, у кого получилось лучше и полнее выполнить поставленную задачу.
3. Новый материал (25-30 минут).
Преподаватель. Вселенная едина в своем многообразии. Вся ее сложная структура организованна по системному принципу.
Вопрос. Что такое система? Чем система отличается от совокупности? Что такое подсистема системы?
Вселенная – это все, что нас окружает во всей своей сложности и объемности известного и неизвестного. С самого зарождения сознания человек стал осмысливать место, где он живет. Стал стремиться к пониманию окружающих его сторон жизни. Так возник миф, религия, а позже – философия.
Вопрос. Давайте вспомним, что такое миф, религия и философия. Что их роднит и что отдаляет друг от друга?
Вселенная – это очень сложная система, состоящая из громадного количества подсистем разного уровня – от материальных (неживых и живых), до социальных и духовных. Сознание большинства отстает от развития научного мировоззрения, требующее значительных умственных способностей и специального длительного образования. Основная часть человечества далека от понимания объективных законов природы и социума. И здесь видится серьезная трудность для настоящего и будущего человечества.
Вопрос. Какие современные научные представления отвергаются массами и почему?
Все это причина отторжения массами элементарных научных оснований понимания мира: эволюционная теория Ч. Дарвина (хотя она давно уже усложнилась и выражается в синтетической теории эволюции); осмысление прошлого человечества через теории заговоров, лингвистических фантазий и углубление исторического прошлого некоторых народов в бесконечно далекие времена и т.п.
Понимание мира, повторяю, должно исходить из действительно научных знаний, а не догматических представлений, варьирующихся в зависимости от целей и задач людей, выдвигающих и поддерживающих их.
Социальный мир, как часть животного мира – это громадная подсистема Вселенной.
Вопрос. Почему мы называем социальный мир одновременно системой и подсистемой?
Социальный мир, так же как и материальный, произошел в результате длительной и сложной эволюции, которая продолжается и в настоящее время.
Если биологическая эволюция человека закончилась на виде Homo sapiens, то социальная оказалась более универсальная и динамичная по своему характеру и результатам.
Важным условием социальной эволюции стали такие факторы как: умение добывать и поддерживать огонь; умение обрабатывать природный материал и использовать его своих целей; введение табу, запрещающее убийство соплеменника, половые отношения с родственной кровью, поддержка инвалидов и стариков. Развитие искусства служило целью объяснения мироустройства и фиксирования социального опыта в рисунке, языке, танце, ритуале.
Использование коллективного труда и его разделение на специализированные области привело человечество к неслыханному развитию в культурном и духовном смыслах.
Другая важная система и подсистема материального и социального миров – это духовность человека. Именно в духовности выражается ценностный мир человека, его ориентиры, взгляды, вкусы, ощущения смыслов и постановка целей.
Вопрос. Каким образом взаимосвязаны три системы — материальная, социальная и духовная – в одну большую?
Взаимосвязь проходит через обмен энергией, материей и информацией. Все они являются открытыми и свободно контактируют друг с другом, стремясь к взаимоопределению.
Для успешного развития социальной и духовной систем необходимы цели и способы их достижения. От правильно поставленных и здраво осмысленных целей зависит направление развития социального организма. Направление это сложно прогнозировать по причине открытости систем. Но все это не снимает возможности и стремления заглянуть в темную пелену будущего.
Давайте послушаем два доклада о личности А.Д. Сахарова и его общественной деятельности.
Студент 1. Доклад на тему «Биография Андрея Дмитриевича Сахарова»
Студент 2. Доклад на тему «А.Д. Сахаров – борец за права человека»
Работа с домашним заданием: просмотр анализа текста на основе технологии ИНСЕРТ (INSERT). Учащиеся должны были выполнить дома анализ текста нобелевской речи А.Д. Сахарова и составить таблицу с основными метками [7].
Преподаватель. А теперь мы попытаемся проанализировать устремления человечества и смысл этого устремления на основе нобелевской лекции А.Д. Сахарова от 1.12.75 года [6].
Цель общественного развития у современного человечества лежит в единой трилогии «Мир. Прогресс. Права человека».
Обращает внимание в этой взаимосвязи сама цикличность главного постулата «Мир. Прогресс. Права человека».
Прогресс – с лат. progressus — движение вперёд, успех. Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Прогресс развивается в трех сферах — социальной, материальной и научной.
Вопрос. Как вы думаете, что может составлять прогресс в социальной сфере?
Ответ. Движение к свободе, справедливости, правам человека.
Вопрос. Как вы думаете, что может составлять прогресс в материальной сфере?
Ответ. Удовлетворение потребностей людей в максимально возможном виде, а также создание материальных условий для реализации потребностей людей.
Вопрос. Что может составлять прогресс в научной сфере?
Ответ. Непрерывное, расширяющее, всеохватывающее познание макро и микромиров. А также освобождение познания от рамок экономической целесообразности.
Преподаватель. Давайте вернемся к речи Сахарова. Он усматривает мир через прогресс основанный и контролируемый чем?
Ответ. Разумом.
Преподаватель. Через контроль прогресса к правам человека, выражающим свободу творчества и взглядов. Именно политические права видятся гарантом сохранения Мира.
Вопрос. Какие политические права вы сможете назвать?
Ответ. Политические права всегда тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Среди них: свобода слова (информации), свобода СМИ (доступ к информации), право обращений в государственные органы и местное самоуправление, право на объединение, свобода собраний, право на гражданство, избирательные права и т.д.
Таким образом, выражено единство всех трех компонентов в их целостной взаимосвязи, главный тезис «Мир. Прогресс. Права человека» можно понимать через принцип системности.
Первая система – это общение людей выраженное в мирном существовании.
Вторая система – деятельность людей в истории выражается в прогрессе.
Третья система – регуляторная деятельность общества основана на прерогативе политических прав, выражающих общечеловеческие ценности.
Однако все эти три системы функционируют далеко не слаженно и безопасно. Главная беда дисфункции этой системной трилогии – глобальные проблемы человечества.
Вопрос. Давайте вспомним, что такое глобальные проблемы и их причины.
Каждая страна столкнулась с глобальными проблемами в том варианте, в котором она представлена в качестве субъекта мировой экономики.
Вопрос. 1. Как глобальные проблемы отобразились на развитых странах? 2. На странах развивающихся?
Развитые страны – громадные психологические проблемы. Развивающиеся страны – рост бедности, вышедший из под контроля демографических взрыв, голод, трудности получения начального образования и пр.
Вопрос. 1. Как вы считаете, можно ли отказаться от прогресса в виду глобальных проблем? 2. Какие достижения прогресса принципиально важны для человечества ХХI века?
А.Д. Сахаров связывает прекращение прогресса с гибель цивилизации. Как вы думаете, на сколько прав академик?
Прогресс необходим для медицины, сельского хозяйства, освоение космоса, развитие науки, усиления коммуникативных возможностей и т.д.
Сам прогресс немыслим без интеллектуальных и духовных факторов. Только под контролем разума возможен безопасный и созидательный прогресс для человечества.
Вопрос. Как вы считаете, почему именно Разум должен стать гарантом безопасности прогресса человечества? Может быть, вера более конструктивно и безопасно может контролировать и стимулировать прогресс?
Требования контроля прогресса со стороны Разума предъявляют свои условия.
Вопрос. Как вы думаете, что это за условия?
Требования предъявляются к системе образования. Оно должно стать новым, более творческим, свободным и доступным.
Контроль гонки вооружений, военных разработок и их применения должен находиться в руках мирового сообщества. Контролирующие функции должны принадлежать наднациональным объединениям (ООН).
Важной частью контроля прогресса видится в усилении гуманитарного образования.
Вопрос. 1. Как вы думаете, почему именно гуманитарное образование позволяет эффективней всего контролировать прогресс? 2. Какие компоненты гуманитарного образования вы бы обозначили как наиболее принципиальные в деле контроля прогресса?
Важной частью доклада стала проблема нарушения политических прав в СССР.
Вопрос. Вспомните, какие политические права нарушались в СССР?
Свобода убеждений, совести стала в СССР больной темой. В тюрьмы и психбольницы попадали люди только за то, что высказались против существующего режима, чтение или хранение книг на религиозную, политическую, художественную тематику расхожую с официальной философией марксизма.
Вопрос. 1. Давайте вспомним, в чем суть философии марксизма? 2. Можно ли ее считать исчерпывающей философской системой?
Революционный путь крайне опасен. И история нашей страны ярко это подтверждает. Миллионы страданий – это итог только ХХ века в России!
Эволюционные изменения без попыток разрушения политических режимов в суверенных государствах – вот тот путь, который может обеспечить стабильность и мир человеку.
Сахаров утверждает, что современность ставит задачу альтруизма как главную для выживания всего человечества.
Вопрос. Вы согласны с этим утверждением?
Жизнь бесценна. Она уникальна. Только задумайтесь, что она произошла из неживой материи и теперь осмысливает саму себя. Разве это не чудо?
Наша задача – через Разум осветить главные проблемы современности и пытаться найти к ним конструктивные и эффективные решения, достойные нас самих. Возможно, мы будем ошибаться в своих целях, но стремление понять их от этого не должно угасать.
4. Рефлексивная часть
1. Составьте диамант на тему Прогресс [4].
2. Почему так важно понимать главный тезис занятия «Мир. Прогресс. Права человека» через принцип системности?
3. Какие пути спасения от главных проблем современности предлагает Сахаров?
4. Почему нарушение именно политических прав человека – главная угроза безопасности и миру всего человечества?
5. Какова роль Разума в обеспечении прогресса человечества?
6. В чем специфика прогресса человечества на современном этапе истории?
7. Анализ изменений мнений по технологии INSERT (анализ домашнего задания).
Перемена – 5 минут
III. Вторая часть занятия
Временная структура 2-й части занятия
1 минута – жеребьевка;
5 минут на подготовку позиционных кейсов;
3 минуты выступление Премьер-министра;
2 минуты на подготовку речи Лидера оппозиции;
3 минуты на конструктивную речь Лидера оппозиции;
2 минуты на подготовку речи Советника правительства;
3 минуты на конструктивную речь Советника правительства;
2 минуты на подготовку речи Советника оппозиции;
3 минуты на конструктивную речь Советника оппозиции;
3 минуты на физическую разминку (прогулка по классу, массаж активных биологических точек, гимнастика для глаз, суставная гимнастика).
5 минут прения сторон;
3 минуты речь-опровержение Лидера оппозиции;
3 минуты речь-опровержение Премьер-министра;
1 минута речь судьи (главного судьи);
5-6 минут на подведение итогов;
Темы:
1. Эта палата пытается отстоять лишение гражданства как способ наказания;
2. Эта палата пытается всячески ограничить свободу собраний, митингов, протестов;
3. Эта палата вводит жесткую цензуру на оппозиционную литературу.
Основные правила игры
В начале игры выбираются судьи (до 3 человек, для выработки объективного мнения), делятся команды, выбираются лидеры и советники.
1. Премьер-министр (в течение 1-ой и последней минуты вопросы задавать нельзя);
2. Лидер оппозиции (в течение 1-ой и последней минуты вопросы задавать нельзя);
3. Советник правительства (в течение 1-ой и последней минуты вопросы не задаются);
4. Советник оппозиции (в течение 1-ой и последней минуты вопросы задавать нельзя);
5. Прения сторон (прямой обмен мнениями: участвует все члены групп);
После окончания прений сторон без подготовки приглашается с речью-опровержением:
6. Итоговая речь-опровержение. Лидер оппозиции (вопросы задавать нельзя);
7. Итоговая речь-опровержение. Премьер-министр (вопросы задавать нельзя).
8. Речь судьи (главного судьи) с объявлением победителя и кратким анализом игры. Отдельно оценивается лучшая риторическая речь и лучшая аргументированная речь, если таковые имеются. Информация вносится в оценочный лист и заверяется подписями.
IV. Подведение итогов занятия
1. Определяющие вопросы:
Какую проблему мы ставили в начале занятия?; Мы её достигли?; Поделитесь своими впечатлениями (записывать коротко ответы на доске); Что узнал нового на занятии? Что хотел бы узнать? Что понравилось, а что нет; Зачем нужно осмысливать тему прогресса и его контроля?
2. Домашнее задание.
2.1. Эссе.
На выбор предлагается три темы эссе. Можно попросить их выбрать для себя интересующую их тему, а потом попросить поменяться темами со своим соседом.
1 тема: «Пагуошское движение за мир – основа мира»;
2 тема: «Прогресс даже в безрассудном развитии должен быть разумным»
3 тема: «Право на информацию и свободу слова – условие свободной жизни».
2.2. Сделать кьюбинг [8]:
Тема: «Политические права – базис свободы современного общества»
V. Доброе прощание
Попросить студентов сказать что-нибудь доброе друг другу/
V. Список литературы
1. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России: сборник материалов. Сергиев Посад. – 2004. – 96 с.;
2. Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.;
3. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Кувакина и А.Г. Круглова. М.: Российское гуманистическое общество, — 2002. – 350 с.;
4. Приемы развивающего мышления — http://festival.1september.ru/articles/519992/
5.Развитие критического мышления через чтение и письмо. — http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm;
6.Сахаров А.Д. Нобелевская лекция «Мир. Прогресс. Права человека». — http://www.yabloko.ru/Themes/History/sakharov_nobel_lec.html;
7. Технология ИНСЕРТ (INSERT) — http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm.
8. Что такое кьюбинг? — http://www.trainings.ru/library/dictionary/k_yubing(cubing)/
9.Философия. – Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
Автор занятия-консультации: Чугункин Виктор Викторович, преподаватель гуманитарных соц.-эконом. дисциплин
ГОУ СПО «Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова». Республика Мордовия, г. Саранск