Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
290312_te. Я – гражданин (А.Д. Сахаров). Урок размышление
Цель: раскрыть на примере жизни и деятельности А.Д. Сахарова качества настоящего гражданина.
Оборудование: компьютерная презентация
План:
- Гражданин – это …
- Постановка проблемного задания
- А.Д Сахаров: факты биографии
- А.Д. Сахаров и переломные события отечественной истории 60-80 гг. 20 века
- Качества настоящего гражданина
1. Тема нашего занятия «Я – гражданин»
метод недописанного тезиса. Гражданин – это … (выслушиваются ответы учеников)
2. Постановка проблемного задания. Цель урока – выделить качества настоящего гражданина на примере жизни и деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова. Составить кластер «Качества настоящего гражданина»
3. метод мозгового штурма. Что вы знаете о личности Андрея Дмитриевича Сахарова? Запись характеристик на доске.
Просмотрите презентацию и добавьте записи на доске.
Презентация «Андрей Дмитриевич Сахаров» (см. приложение)
4. Андрей Дмитриевич Сахаров был современником многих переломных событий истории нашей страны (акцент на годы жизни).
Какие события этого периода, на ваш взгляд, можно назвать переломными? (запись дат и событий на доске)
Многим из них до сих пор даются противоречивые оценки. Андрей Дмитриевич всегда имел свое мнение, и твердо его высказывал.
Предлагаю вспомнить отдельные факты истории нашего Отечества и познакомиться с реакцией на них академика Сахарова.
Работа по алгоритму:
- Упражнение «Открытая трибуна»: выскажите свое мнение по поводу этого события (какую роль оно сыграло в истории страны) с позиции современника этих событий или с точки зрения старшеклассника 2011 года.
События для обсуждения
v Ввод советских войск в Афганистан
v Эпоха застоя
v Начало перестройки
- Практикум. Работа с источниками (фрагментами текстов А.Д. Сахарова, см. приложение). Сформулируйте позицию ученого по поводу этого события.
- Заполнение кластера «Качества настоящего гражданина». Сделайте выводы по проблемному заданию.
5. Обсуждение. Качества настоящего гражданина. На доске совместное заполнение кластера «Качества настоящего гражданина».
Варианты ответов школьников:
— неравнодушие к государственным событиям
— активная гражданская позиция
— принципиальность, умение отстаивать свою точку зрения (даже если против тебя большинство)
— гражданское мужество, не боится, открыто высказывать свое мнение
— осознающий ответственность за свои поступки
— самостоятельно мыслящий
— не только критикует, но и предлагает варианты решения проблемы
— уважающий свои права и права других людей.
6. Спасибо за ваши суждения. Завершить урок хочется словами Андрея Дмитриевича Сахарова: «Люди … должны знать правду и должны иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли. … Только внутренне свободный человек может быть инициативным, как то необходимо обществу».
Источники:
1. Иного не дано/Под общ.ред. Ю.Н. Афанасьева. — М., 1988.
2. Сахаров А.Д. Воспоминания //Сахаров А.Д. Воспоминания. В двух томах. Том .1. — М., 1996.
3. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. — Л., 1990.
4. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М., 1990.
5. http://www.polit.ru/dossie/2006/05/19/sakharov.html
Автор: Елена Петровна Мичкасова, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №9 г. Сердобска Пензенской области