Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
300300_te. Общественная жизнь в середине 60-х начале 80-х годов
Цели урока: сформировать представление о том, что несмотря на значительное влияние государства общественная жизнь развивалась не только в рамках партийных указаний. Обозначить причины зарождения и развития диссидентского движения. На примере деятельности А.Д. Сахарова рассмотреть формы борьбы с диссидентством
Основные знания: противоречия в развитии общественной жизни; диссидент, диссидентское движение, застой в духовной жизни; советский народ; концепция «развитого социализма»;
Основные даты: 1965 г. — начало движения диссидентов; 1969 г. — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 г. — создание группы содействия выполнению хельсинкских соглашений СССР.
Группа учащихся получила предварительное задание:подготовить сообщение и (по возможности) презентацию по темам:
1 Выступление25 августа 1968 года на Красной площади в Москве «демонстрация семерых» с протестом против вторжения советских войск в Чехословакию.
2 Общественность против ареста А.Синявского и Ю.Даниеля.
3 «Самиздат». Хроника текущих событий.
4 Комитет прав человека в СССР.Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений.
5 Жизнь и деятельность А.Д.Сахарова.
1Актуализация знаний:
1Вспомните понятие «оттепель», по каким направлениям шел этот процесс?
2 Докажите, что контроль партии над духовной сферой жизни общества не был утрачен?
3 Вспомните какими методами партийное руководство пресекало проявление инакомыслия в среде деятелей науки и культуры?
3 На конкретных примерах докажите,что смена руководства СССР в 1964 г означала и смену политического курса?
2Постановка проблемы:
Предположите как изменение политического курса может сказаться на духовной сфере?
Учащиеся предполагают, что стабилизация политического курса приведет к ужесточению контроля над духовной сферой жизни общества
Выступают учащиеся подготовившие сообщение №1.
Учитель: Такие выступления были возможны в годы правления И.В.Сталина? Почему?
Тогда почему это стало возможным в 1968г?
Учащиеся предполагают, что контроль партии над обществом был уже не столь велик.
Учитель акцентирует внимание на то, что несмотря на ужесточение политического режима находились люди открыто выступавшие против.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему.
3Поиск решения:
Учитель: Наиболее радикальной формой массового движения протеста стало движение диссидентов (от латинскогоdissidens-несогласный). Оно не было однородным, но его центром стало правозащитное движение.
Методом «мозгового штурма» учащиеся предполагают
1 Причины зарождения инакомыслия
2 Формы протеста
3 Методы борьбы властей против несогласных
Учитель на доске фиксирует мнения.
Далее учащиеся:
Слушают сообщения №2,3,4 и заполняют таблицу
Причины | Формы протеста | Методы борьбы властей против диссидентов | Основные даты диссидентского движения. |
После сообщения №5 учитель организует обсуждение:
1Каким образом власти боролись с деятельностью А.Д.Сахарова?
2 Почему он был назван «совестью нашей эпохи»?
4 Итоги
Чем можно объяснить нарастание сопротивления власти со стороны различных слоев населения в середине 60-х 80-х гг.?
Учащиеся приходят к выводу о том, что основным источником сопротивления была позиция людей, не желавших ради сиюминутных благ поступаться духовными идеалами. Именно сопротивлениенесвободе, существовавшее в различных формах на протяжении всего советского периода, предопределило крушение тоталитарного режима и сформировало возможность строительства правового государства.
Литература
А.А,Данилов, Л.Г.Косулина История России ХХ в М, 2001
В.П. Дмитриенко, В.А.Шестаков,В.Д.Есаков История Отечества ХХ век.М., 1998
Работу выполнила Силаева Н.А., учитель истории
МОУ лицей №6.г Волгоград.