Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
300312_te. Конспект урока на тему «Великий гражданин России. Личность и судьба А.Д.Сахарова». 9 класс
Уровень образования школьников: учащиеся 9 класса
Тема: «Великий гражданин России. Личность и судьба А.Д.Сахарова».
Цели:
— закрепить знания учащихся о праве, подвести учащихся к пониманию важности знания гражданина;
— способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за звание гражданина РФ, пониманию ответственности, которое дает это знание;
— познакомить с жизнью и деятельностью А. Д. Сахарова, выявить значение его работ;
— продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы урока, давать оценки явлениям и событиям.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, раздаточные материала (тексты), презентация, выдержки из работ А.Д. Сахарова
Формы работы: Фронтальная, групповая.
Структура работы на уроке:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. Уточнение понятия «гражданин».
Ход урока.
3. Изучение новой темы. 3 вопроса для рассмотрения.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
- I. Организационный момент.
- II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданин.Право.Государство»
- 1. Работа с классом. Фронтальный опрос класса.
— Что такое гражданство?
— Чем «гражданин» отличается от «человека»? В чем специфика этого понятия?
— Есть ли связь между усилиями граждан и благополучием страны?
— Как правильно решить вопрос: государство существует для гражданина или гражданин – для государства?
Древнегреческий историк Фукидид говорил: «Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы признаем человека, не занимающегося общественной деятельность, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем».
— Кто такие гражданин и обыватель в понимании Фукидида?
— Отличаются ли взгляды Фукидида от современного представления о гражданине и обывателе? (обращенность к презентации. Слайд 2)
— Запишите слова – ассоциации к словам «гражданин» и «обыватель».
Вывод: гражданин – это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими и иными правами и обязанностями, поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. (Слайд 3)
- III. Изучение новой темы.
План:
- Гражданин – человек, имеющий права.
- Гражданство – устойчивая связь человека с государством.
- Великий гражданин России – А.Д. Сахаров.
1.Гражданин – человек, имеющий права.
Рассказ учителя о гражданстве и гражданине.
Начнем с понятий «гражданин», «гражданство» как юридическое понятие и «гражданственность» как свойство личности. До настоящего времени в учебной и специальной литературе нет полного единства в отношении содержания названных понятий. Поэтому приведем наиболее общий подход к пониманию этих ключевых для гражданского образования терминов. Полагаем, можно согласиться с тем, что понятие «гражданин» может быть определено в относительно узком юридическом смысле и в более широком общегуманитарном контексте.
В узком смысле понятие «гражданин» тесно связано с понятием «гражданство» и означает принадлежность человека к определенному государству. Так, например, в словаре С.Ожегова (1987) сказано: гражданин — это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей».
Гражданство (в монархии — подданство) в юридическом смысле — это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом. Есть два вида принадлежности человека к государству — подданство и гражданство. Подданство — это форма принадлежности к монархии. Гражданство возникло в республиках. Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. В России понятие «гражданин» в юридическом смысле было узаконено после февральской революции 1917 года. (Слайд 4)
В общегуманитарном контексте гражданин — это человек, обладающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу. Вместе с тем нельзя не отметить, что для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение того или иного термина, сколько духовно-нравственный смысл, контекст его восприятия. Так, в частности, в российской ментальности термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.
Возвращаясь к понятию «гражданин России», поставим вопрос: кто он, гражданин России? Термин «гражданин» в широком смысле давно вошел в лексикон жителей нашей страны. Вспомним строки Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Значительно позже, совсем в другую эпоху В.Маяковский писал: «Читайте, завидуйте, Я — гражданин Советского Союза»…(Слайд 5)
Гражданственность — это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Славные деяния наших предков не должны быть забыты. Чем гордишься ты — гражданин России, что помнишь, знаешь, чтишь, от чего, может быть, следует отказаться, а с чем идти дальше, в третье тысячелетие?.
Произнося слова «Я — гражданин России», каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны? И вообще — есть ли особое по своему смыслу и значению российское гражданство? (Слайд 6)
Ответы учащихся.
Учащимся можно задать такие вопросы: в чем разница между гражданином и подданным? Почему говорят гражданин США, Франции, Германии, России, но подданный британской короны? Что стоит за этими словами? Чем гражданин России отличается от гражданина США и других стран?Два слова, два термина — но совершенно разный смысл. Как же в этой ситуации воспринимать российскую традицию, да и в чем она? Может ли гражданин быть одновременно и подданным? Как вы думаете?
Ответы, учащиеся высказывают свои предположения.
Так кто же он — гражданин России?
По нашему мнению, российской политической традиции несвойственно прямолинейное противопоставление понятий «подданный» и «гражданин». И то, и другое связано с долгом и служением Отечеству. Тот же Н.Карамзин не противопоставлял служение государству и государю. Он был убежден в том, что в России верховная власть может быть только монархической, а характер правления — отеческим и патриархальным. В его представлении, не за деньги, не за чины и награды должен служить россиянин, а за честь и любовь к Отечеству.
- Гражданство – устойчивая связь человека с государством.
Практические задания в группах. (Слайды 7-9)
1 группа:
Проанализируйте приведенное ниже определение понятия «гражданин»:
Гражданин – самостоятельный, сознающий себя таковым член общества, обладающий правами и несущий ответственность за все свои поступки и действия.
— Как вы думаете, отвечает ли данное определение современным правовым представлениям о гражданине? Аргументируйте свой ответ. Выявите основные признаки этого понятия. Как взаимосвязаны понятие «человек», «личность», «гражданин»?
2 группа:
Гражданство есть один из видов связи человека с государством. Причем правоведы всегда подчеркивают, что гражданство означает не только пассивную принадлежность к государству.
— Приведите аргументы, которые могли бы подтвердить мысль о том, что гражданство предполагает также активную связь человека с государством.
3 группа:
Гражданство устанавливает правовую связь между человеком и государством. Это означает, что гражданин и государство берут на себя определенные обязанности по отношению друг к другу.
— В чём состоят обязанности гражданина перед государством?
— Государства – перед своими гражданами?
4 группа:
Выберите правильные утверждения из приведенных ниже:
А) гражданин России может быть лишен гражданства за совершенные против государства действия;
Б) человек приобретает гражданство по факту рождения на территории России;
В) гражданином России не может быть выслан за пределы страны и лишен гражданства;
Г) гражданином РФ становятся ее жители, достигшие 18 – летнего возраста;
Д) гражданин РФ имеет право на двойное гражданство.
5 группа:
Существует два вида принадлежности к государству: подданство и гражданство.
— В чём различие между ними?
— Кого из названных групп можно отнести к гражданам: население Древнего Китая; свободных жителей Древних Афин и Рима; население Российской империи; жителей вольных городов – коммун средневековой Европы?
— Когда в России было узаконено понятие «гражданин»?
- Великий гражданин России – А.Д. Сахаров.
Рассказ учителя об А.Д. Сахарове, его взглядах и деятельности по защите прав человека в нашей стране.
— Сегодня мы поговорим о выдающейся личности.
«Сахаров сыграл очень важную роль в развитии правозащитного движения в нашей стране. Он оказал огромное влияние на общество. Постепенно, медленно, трудно, но укореняется идея приоритета прав человека. Это очень важно». Историк, бывший политзаключённый Вячеслав Долинин.(Слайд 10)
Знакомясь с жизнью и деятельностью этого человека, мы постараемся выяснить, можно ли считать Андрея Дмитриевича великим гражданином России. Каждый из вас к концу урока должен будет ответить для себя на этот вопрос.
Краткая биографическая справка (Слайд 11-13)
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Его отец Дмитрий Иванович по профессии был учителем физики, написавшим еще и множество книг: учебники, задачник, научно-популярные работы по физике. Дед Андрея Дмитриевича был адвокатом, прадед — священником. Мать преподавала гимнастику в одном из учебных заведений. В 1938 г. Андрей Дмитриевич окончил среднюю школу с золотой медалью. Потом поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1942 г. в эвакуации, в Ашхабаде. Андрея Дмитриевича направили на работу в Ульяновск — на оборонный завод. Там он занимался магнитным контролем качества продукции. Во время этой работы Сахаров внес несколько рационализаторских предложений и получил авторское свидетельство за изобретение прибора контроля качества бронебойных сердечников. Уже в это время Сахаров занимался теоретической физикой, отсылая свои работы в Москву, в Физический институт Академии наук СССР им. П.Лебедева. В 1945 г. Сахарова пригласили в аспирантуру. Его научным руководителем стал известный специалист по квантовой механике Игорь Тамм. В 1947 г. Андрей Сахаров защитил кандидатскую диссертацию по теории ядерных сил. В 1948 г. его включили в группу, занимающуюся разработкой термоядерного оружия. В 1950 г. Андрей Дмитриевич уехал в Арзамас-16, где вместе с другими физиками создавал водородную бомбу. В ноябре 1952 г. американцы провели испытания своей водородной бомбы, но их устройство, получившее имя «Майк», было очень большим, приблизительно с дом. В отличие от американской, советская водородная бомба, успешные испытания которой прошли в августе 1953 г., оказалась гораздо меньше, ее можно было сбрасывать даже с самолета. С этого времени Андрея Дмитриевича Сахарова стали называть «отцом водородной бомбы». Тогда он был уверен, что такое изобретение способно предотвратить новую мировую войну, т.к. будет сдерживающим фактором для возможного агрессора. В том же 1953 г. Сахаров защитил докторскую диссертацию, получил звание Героя Социалистического Труда и стал самым молодым академиком в истории Академии наук СССР. В 1956 г. Сахаров стал дважды Героем Социалистического Труда и лауреатом Ленинской премии. Человек кристальной чистоты, порядочности и смелости, он, как, впрочем, и другие крупные ученые — создатели ядерного оружия, уже в 50-е гг. активно выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, а в конце 60-х гг. — нач. 70-х гг. стал признанным лидером правозащитного движения в СССР.
В 1968 г. А.Д.Сахаров написал статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», вызвавшую широкий общественный резонанс. «Размышления» имели во всем мире невиданный успех. В западных странах эта статья была опубликована общим тиражом 18 млн. экземпляров. Как писал сам Сахаров, по тиражу он опередил Жоржа Сименона и Агату Кристи, уступив первенство только двум авторам — В.Ленину и Мао Цзэдуну.
Перед вами выдержки из этой работы. Попытаемся проанализировать положения этой работы. (текст в приложении – Документ 1)
Вопросы для обсуждения (слайд 14):
1. О чем хочет предупредить нас А.Сахаров в своей работе?
2. Какие опасности мирового развития середины ХХ века Сахаров считает самыми главными?
3. Какие пути для преодоления опасности называет автор?
4. Можно ли говорить об актуальности работы 1968 г. для начала ХХI века? Объясните, какие из перечисленных опасностей злободневны и сегодня.
5. Как сейчас называют проблемы, поднятые А.Сахаровым? Как можно преодолеть эти проблемы?
6. Определите главную тему «Размышлений..».
Ответы учащихся.
Слово учителя:
— Говорить о правах человека, об интеллектуальной свободе в 70-е годы было очень опасно. Государство преследовало инакомыслящих. Их называли диссидентами.
— В 1975 г. А.Сахаров стал первым советским гражданином, получившим Нобелевскую премию мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». Когда Сахаров узнал об этом, то произнес такие слова: «Надеюсь, нашим политическим заключенным станет полегче, надеюсь, это поможет защитить права человека». Советские власти не выпустили Андрея Дмитриевича из страны: вместо него получать премию в Осло полетела Елена Боннэр, зачитавшая написанную Сахаровым нобелевскую лекцию «Мир, прогресс и права человека». Нобелевскую церемонию он слушал по радио в Вильнюсе, куда приехал на суд над со своим другом, правозащитником Сергеем Ковалевым. (Слайд 15-16)
— Давайте познакомимся с текстом данной лекции и ответим на предложенные вопросы. (Приложение. Документ 2. Слайд 17)
Ответы учащихся.
Слово учителя.
Главное место в лекции занимало поименное перечисление 126 узников совести в СССР, и это, как подчеркнул Сахаров, была лишь крохотная часть тех, кто страдал за свои убеждения в Советском Союзе. «Я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии мира», — подчеркнул Андрей Дмитриевич в своей лекции.
В последующие пять лет Сахаров продолжил свою правозащитную деятельность: ездил в Омск, Ташкент, Мордовию для поддержки местных диссидентов, писал все новые письма советскому руководству, сам получал сотни писем со словами поддержки и просьбами о помощи со всех концов огромной страны.
После присуждения академику Сахарову Нобелевской премии мира делать вид, что его не существует, было, разумеется, бесполезно, и 15 октября 1975 г. Андропов пишет в ЦК записку «О принятии конкретных мер по компрометации присуждения Сахарову А.Д. Нобелевской премии». В этом документе все было изложено действительно очень детально, вплоть до указаний конкретным газетам напечатать конкретные статьи. Любопытен избранный КГБ метод дискредитации Андрея Дмитриевича на Западе — тамошним союзникам СССР предписывалось особо акцентировать внимание на роли Сахарова в создании советской водородной бомбы и говорить об абсурдности присуждения Нобелевской премии мира создателю оружия массового поражения. В самом СССР результат андроповской записки появился немедленно публикацией в «Известиях» письма 72 советских академиков, «единодушно осудивших» решение Нобелевского комитета. Нашли в себе мужество отказаться от подписания этого пасквиля лишь пятеро академиков — Зельдович, Гинзбург, Капица, Канторович и Харитон.
Поток антисахаровских документов не прекращался. Хорошо известно высказывание и самого Андропова, назвавшего А.Д.Сахарова «врагом народа номер один».
Горьковская ссылка
Арестовали Сахарова 22 января 1980 г. после его требования остановить Афганскую войну. Решением ЦК КПСС академик Сахаров был лишен всех званий и наград и без суда и следствия сослан в закрытый город Горький, где ему предстояло провести под домашним арестом и неустанным контролем КГБ почти 7 лет. В июне 1980 г. газета «Известия» поместила статью, в которой говорилось: «Такой исход является логическим завершением долгой, неприглядной и грязной истории падения человека, отрекшегося от своего народа, поставившего себя на службу иностранным хозяевам». (Слайд 18)
В качестве места жительства для Андрея Сахарова и Елены Боннэр была избрана бывшая явочная квартира КГБ. Перед их дверью днем и ночью дежурил милиционер, никого к Андрею Дмитриевичу не попускавший и ни разу за все годы не обмолвившийся с Сахаровым и Боннэр хотя бы одним словом. Кстати, точно так же никого не пускали и в московскую квартиру Сахарова на Земляном Валу, и когда там зимой открылось окно и лопнули батареи, то квартира в таком виде, отсыревшая и засыпанная штукатуркой, и простояла до самого возвращения Андрея Дмитриевича домой в конце 1986 г.
Телефона у Сахаровых в Горьком, естественно, тоже не было, а написанные им рукописи и дневники, которые он пытался вести в ссылке, периодически выкрадывались КГБ. Именно к годам ссылки относится один из главных общественных трудов А.Сахарова «Опасность термоядерной войны», в которой он призывает к всеобщему разоружению.
Трижды (в 1981, 1984 и 1985 гг.) Андрей Дмитриевич объявлял голодовку, и каждый раз его насильно госпитализировали с принудительным кормлением.
15 декабря 1986 г. в квартире академика Сахарова неожиданно установили телефон со словами: «Завтра вам позвонят». На следующий день действительно раздался звонок. Звонил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев: «Здравствуйте, это говорит Горбачев. Вы получите возможность вернуться в Москву. Возвращайтесь к патриотическим делам».
23 декабря 1986 г. А.Сахаров прибыл в Москву на Ярославский вокзал. Здесь его встречала огромная толпа зарубежных журналистов. Возвращение Сахарова из ссылки ярко обозначило начало новой эпохи — новой политической «оттепели». (Слайд 19)
Последние годы
Вернувшись в столицу, Сахаров сразу включился в общественную деятельность. Следующие три года его жизни богато заполнены событиями. Впервые он побывал за границей — в США, Франции, Италии, Канаде. Он стал одним из создателей правозащитной организации «Мемориал».
В 1989 г. по всей стране проходили выборы народных депутатов СССР. Их избирали не только граждане, но и «общественные организации», в том числе Академия наук. А.Сахаров решил избираться только от академии. Его поддержали коллективы почти 60 научных институтов. Но руководство академии не внесло его в список кандидатов. 2 февраля 1989 г. около 3 тысяч научных работников собрались на необычный митинг протеста. Среди лозунгов были такие: «Сахаров — да!», «Кто, если не Сахаров?». Благодаря таким протестам академия в конце концов избрала Сахарова народным депутатом.
Своими выступлениями на I Съезде народных депутатов Сахаров как политический деятель стал известен всей стране. Он выступал, полемизировал, спорил, предлагал проект демократической федеративной Конституции Евро-Азиатского союза, в который предлагал преобразовать СССР.
Сахаров стал одним из членов Межрегиональной группы депутатов, выступавшей в поддержку перестройки. На массовых митингах в Лужниках сотни тысяч людей скандировали его имя.
Он ушел от нас 14 декабря 1989 г., успев в последний раз выступить на собрании Межрегиональной депутатской группы в Кремле. Его последнее выступление было таким же честным и принципиальным, как все предыдущие. Он говорил, что разочаровался в Горбачеве и убедился в половинчатости и поверхностности перестройки, заявлял о необходимости проведения всеобщей политической забастовки и создания мощной оппозиционной партии.
Он не дожил всего дне недели до десятилетия, которое ознаменовалось крушением коммунистической диктатуры и всей советской системы, снятием красного полотнища с главного кремлевского флагштока, открытием архивов, введением многого из того, что требовал Сахаров: свободы слова, совести, убеждений, многопартийности, рыночной экономики, свободного передвижения. (Слайд 20)
- 4. Закрепление изученного материала. (Слайд 21)
1. Почему русские с любовью вспоминают об А.Д. Сахарове?
2. Чему А.Д. Сахаров посвятил свою жизнь?
3. Почему Сахаров после первых ядерных испытаний выступил в защиту прав человека?
4. Как правительство поступило с Сахаровым? Почему?
5. За что ученый Сахаров получил Нобелевскую премию?
6. Как вы думаете, почему в Вашингтоне есть площадь имени Сахарова?
7. Чем вам запомнится Сахаров?
5. Подведение итогов.
— Что значит быть свободным?
— Какой смысл несет название гражданин?
— А.Д. Сахаров – гражданин своей страны?
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 35.
- Мини – сочинение «А.Д. Сахаров – великий гражданин своей страны»
Кудря Марина Юрьевна, учитель обществознания и истории
МОУ «Шербакульский лицей»