Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
300319_te. Урок- конференция для учащихся 9- 10 классов. Личность и судьба А.Д.Сахарова
«Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова,
то есть человек, призывающий своих современников к нравственному
обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был
изгнан из своего города»
Д.С.Лихачёв[1]
Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях личности А.Д.Сахарова и его идеях.
Задачи:
Обучающая: вызвать у учащихся интерес к рассматриваемой проблеме, рассмотреть новые понятия по изучаемой теме, помочь учащимся понять ценности демократического общества, которые являлись значимыми для А.Д.Сахарова.
Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами. Развивать умение применять правовые знания на практике, работать в группе. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: предъявлять себя и продукты творческой деятельности; сравнивать факты из предложенного информационного материала; решать ситуационные задачи.
Воспитывающая: формировать активную гражданскую позицию, умение принимать компромиссные решения, вызвать у учащихся интерес к идеям А.Д. Сахарова.
Формируемые социально-личностные и гражданские компетенции: ценностно-смысловая ориентация ученика, выражающаяся в готовности к самосовершенствованию, конструктивному социальному взаимодействию и общению; формирование гражданской и патриотической позиции.
Вид занятия: школьная конференция
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Методы работы: исследовательские, частично поисковые.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Оформление: портрет А.Д. Сахарова, эпиграф конференции, песня Александра Градского «Памяти Андрея Сахарова», в ходе конференции используется видеофрагмент передачи Старая квартира, посвящённый памяти А.Д. Сахарова.[2]
Ход конференции
Организация начала конференции
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения.
Учащиеся занимают места в группах, которые сформированы заранее.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Учитель: наша конференция посвящена личности и деятельности великого гражданина России- А.Д.Сахарову. Обратим внимание на эпиграф нашей конференции. Учитель читает эпиграф урока.Эти слова принадлежат Д.С. Лихачёву академику, автору фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры.
В ходе конференции попытаемся определить, что позволило Д.С. Лихачёву назвать Сахарова пророком и понять «феномен Сахарова».
Учитель: предлагаю сейчас написать слова — ассоциации, связанные с именем А.Д.Сахарова и основные идеи этого человека, которые, вам известны.
Ребята работают в группах, а затем от каждой группы по одному представителю помещают свои записи в «корзину идей», представленную на доске. На доске первоначально появились следующие записи:
Борец за мир, правозащитник, изобретатель водородной бомбы.
Основные идеи: мир во всём мире, против афганской войны 1979-1989 гг., борец за права человека.
Учитель: Мне очень приятно отметить, что вы имеете некоторое представление об этом человеке. В конце конференции посмотрим, что мы сможем дополнить в предложенную вами информацию.
Изучение нового материала
1.Семья А.А.Сахарова
Учитель: начнём знакомство с А.Д.Сахаровым с его ближайшего окружения — его семьи. Предлагаю послушать сообщение ученицы 9 класса. Постарайтесь, пожалуйста, в процессе сообщения записать факты, подтверждающие влияние семьи на формирование характера этого замечательного человека.
Рассказ ученицы:
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921г. Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна родилась в декабре 1893 года в Белгороде. Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми, среди его предков были священники.
Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец — Дмитрий Иванович Сахаров, который окончил физико-математический факультет Московского университета. Требовательный к себе, Д.И.Сахаров был требователен и к слушателям; он не прощал легкомыслия и верхоглядства, но мог часами разъяснять студенту трудный физический вопрос. Его спокойная, неторопливая речь, вежливость и исключительная скромность навсегда запомнились тем, кому пришлось работать с ним или учиться у него. Он тонко чувствовал природу, много путешествовал, понимал и любил музыку, особенно Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, в кругу друзей охотно исполнял произведения этих композиторов.
Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике. Он с отличием окончил школу в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием.
Учитель: спасибо, за рассказ. Итак, как повлияла семья на формирование характера Андрея Дмитриевича.
Ответы учащихся:
Семья была образованной, отец был образцом трудолюбия, среди родственников Сахарова были священники. Всё это оказывало огромное влияние на формирование характера Андрея Дмитриевича.
Учитель: Я согласна с вами, Андрей Дмитриевич Сахаров сумел вобрать в себя лучшие черты нескольких поколений своих близких. Это подтверждал и он сам.
Обратимся к воспоминаниям этого человека:
«В другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого».[3]
В этом отрывке употребляется слово космополитней. Вспомним данный термин
Ответ учащегося:
Космополитизм — идеология так называемого «мирового гражданства», ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации.
2. В научном мире
Учитель: Как же развивалась научная деятельность Сахарова?
Об этом мы узнаем из сообщения ученика 10 класса, который исследовал данный вопрос.
Сообщение ученика 10 класса:
Получив диплом со специальностью «Оборонное металловедение» А.Д.Сахаров был направлен на военный завод в город Ковров, а затем прибыл на патронный завод в Ульяновск. В 1945 г. А.Д.Сахаров поступил в аспирантуру физического института АН СССР им.П.Н. Лебедева. Там он сразу поразил своего научного руководителя И.Е.Тамма (крупнейшего физика-теоретика, впоследствии академика и лауреата Нобелевской премии по физике) и других сотрудников института нестандартностью, свежестью и смелостью решений предлагаемых ему задач. В 1948 г. А.Д.Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия.
В последующие годы (до 1969 г.) А.Д.Сахаров занимался совершенствованием оружия, начал заниматься теорией мироздания, а также многими проблемами физики. Деятельность Андрея Дмитриевича была оценена очень высоко. Уже в 1953 г. ему была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук. В том же году он был избран действительным членом Академии наук СССР, награжден орденом Ленина. В 1953, 1956,1962 г.г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1953 г. А.Д.Сахарову была присуждена сталинская премия, а в 1956 г.- ленинская премия. Летом 1962 г. Андрей Дмитриевич обосновал предложение о заключении международного договора, запрещающего ядерные испытания в атмосфере, под водой, в космосе. Предложение Андрея Дмитриевича было одобрительно встречено высшими советскими руководителем и выдвинуто от имени СССР. Этот договор (о запрещении ядерных испытаний в трех средах) был заключен в Москве в 1963 г.
Таким образом, А.Д.Сахарову удалось на этот раз убедить политиков в своей правоте, заставить их прислушаться к объективному мнению ученого-профессионала. Он стал инициаторомодного из основополагающих шагов к спасению планеты Земля
Учитель: спасибо, за интересную информацию. Казалось бы, при таких огромных научных успехах и достижении столь высокого положения его не должны были беспокоить иные проблемы, кроме новых свершений в области физики. Однако в 1953-1968 г.г. общественно-политические взгляды Сахарова претерпели большую эволюцию.
Обратимся к воспоминаниям академика. Попробуем ответить на вопрос чего опасается Сахаров?
Учащиеся анализируют в группах документ следующего содержания «…меня всё больше стали волновать биологические последствия испытаний. Меня натолкнула на эту проблему сама жизнь, личное участие в ядерных испытаниях и подготовке к ним… Особенность отдалённых биологических последствий ядерных взрывов в том, что их можно вычислить, определить более или менее точно общее число жертв, но практически невозможно указать, кто персонально эти жертвы, найти их в человеческом море… Даже самая малая доза облучения может вызвать повреждение наследственного механизма, привести к наследственной болезни или смерти».[4]
Учащиеся отмечают, что Андрей Дмитриевич Сахаров опасается разрушительного влияния на человечество ядерного оружия.
Учитель: 10 октября 1975г. А.Д.Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира. В своей Нобелевской лекции «Мир, прогресс, права человека» Андрей Дмитриевич развивал положения «Размышлений»(1968г). Он подчеркнул в этой лекции, что «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими… Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать… в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требований сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, не догматического использования достижений всех социальных систем. Что это разрядка? конвергенция? – дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок». [5]А.Д.Сахарову было отказано в поездке за рубеж, поэтому текст его Нобелевской лекции был прочитан в Шведской академии наук Е.Г.Боннэр. Нобелевская лекция знаменитого ученого и правозащитника произвела огромное впечатление на слушателей и получила широкий резонанс в мире.
3.Борец за права человека
Учитель: ребята, а сейчас рассмотрим основные этапы правозащитной деятельности А.Д.Сахарова. Рекомендую записать главные факты этой сферы деятельности великого Гражданина.
Учитель: В 1966 г. Сахаров обратился совместно с другими известными учеными (П.Капица, М.Леонтович), деятелями искусства и литературы (М.Плисецкая и др.) — всего более 20 человек к ХХШ съезду КПСС с письмом, направленным против попыток реабилитации И.Сталина.
— С 1970 г. защита прав человека, защита людей, ставших жертвой политической расправы вышли для него «на первый план».
— В апреле 1971 г. Андрей Дмитриевич выступил с обращением по поводу политических заключенных, насильно помещенных в специальные психиатрические больницы.
— В 1972 г. Андрей Дмитриевич составил обращения к Верховному Совету СССР об амнистии политзаключенных и об отмене смертной казни. В июне 1974 г. он провел голодовку с требованием освободить политзаключенных
—В 1974-1975 гг., а также в последующие годы неуклонно усиливались угрозы как самому Андрею Дмитриевичу и его жене Е.Г.Боннэр, так и их родным, многим из которых из-за этих угроз и последовавших за ними репрессий пришлось эмигрировать из Советского Союза.
— В декабре 1979г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. А.Д.Сахаров сразу же хорошо понял, что означало случившееся. В январе 1980 г. А.Д. Сахаров дал интервью западным корреспондентам о вводе советских войск в Афганистан. Высказывая свое мнение по этому вопросу, Андрей Дмитриевич сказал, что «СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для мира, для всего человечества». 22 января 1980 г. А.Д. Сахаров был задержан на улице и доставлен в Прокуратуру СССР, где заместитель Генерального Прокурора А. Рекунков зачитал указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 января о лишении А.Сахарова правительственных наград и премий и о высылке А.Д.Сахарова из Москвы в Горький, которая продолжалась почти 7 лет (до возвращения в Москву 23 декабри 1986 г.) На данном этапе своей жизни Андрей Дмитриевич Сахаров становится центральной фигурой по борьбе за права человека в СССР. Он отстаивает права и свободы других людей, лишаясь собственного благополучия.
4. Новый период в жизни академика А.Д. Сахарова
Учитель: Сейчас мы послушаем сообщение, подготовленное группой учащихся, проанализировавших довольно интересное произведение А.Сахарова «Горький, Москва, далее везде»,[6]в котором подробно рассказывается о жизни семьи Сахарова после возвращения из ссылки.
Выступление учащихся:
23 декабря 1986 А.Д.Сахаров вернулся в Москву. В феврале 1987 г. принял участие в Московском международном форуме за безъядерный мир, за выживание человечества и начался новый период его жизни и деятельности.
В конце мая 1988 г. А.Д.Сахаров принял участие в конференции по физике элементарных частиц.
В апреле 1989 г. А.Д.Сахаров был избран народным депутатом СССР.
Выступая на заседаниях Съезда, Андрей Дмитриевич мужественно боролся против старых, консервативных сил за торжество демократии и нового политического мышления. Осенью 1989 г. А.Д.Сахаров совершил поездку в Свердловск и Челябинск. 12 декабря А.Д.Сахаров выступил на II Съезде народных депутатов СССР. Он предложил обсудить вопрос об исключении из Конституции СССР тех статей, которые препятствуют принятию в Верховном Совете законов о собственности и земле. Кроме того, Андрей Дмитриевич передал телеграммы, которые он получил относительно отмены 6 статьи Конституции в президиум. Принимая участие в работе I и II Съезда народных депутатов СССР, А.Д.Сахаров говорил от имени погибших в лагерях и проведших там многие годы. Выступления Андрея Дмитриевича зачастую сопровождались захлопыванием, выкриками из зала, свистом со стороны части депутатов.
14 декабря 1989 года, в 15:00 — последнее выступление Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы (II Съезд народных депутатов СССР) .А.Д.Сахаров умер вечером 14 декабря 1989 года от сердечного приступа в своей квартире на улице Чкалова. Эта весть всколыхнула всю страну, проникла в души и сердца миллионов людей.
Учитель: я предлагаю посмотреть видеофрагмент телевизионной передачи Старая квартира, в котором рассказывается о том, как восприняли люди весть о смерти А.Сахарова в нашей стране. Думаю, что просмотр данного видеофрагмента позволит нам расширить свои представления об этом человеке.
Учитель: Ведущий данной передачи в конце отметил, что имя А.Д.Сахарова становится для нас святым. Давайте подводить итоги, что позволило Д.С. Лихачёву назвать Сахарова пророком. Я предлагаю сейчас вам поработать в группах в течение 7 минут.
Ответы учащихся:
Во-первых, А.Д. Сахаров известен всему миру и как величайший физик-теоретик, который был отцом-основателем водородной бомбы и внес гигантский вклад в развитие ВПК, так и в роли правозащитника.
Во-вторых, через жизненную призму А.Д. Сахаров, можно увидеть целую эпоху, с закрытой для общественности того времени стороной.
В-третьих, в работах А.Д. Сахарова можно найти многие решения на ряд сложнейших вопросов современности. Сахаров был пророком, ему было свойственно предчувствовать и предугадывать ход событий, как в СССР, так и во всем мире.
Учитель: согласна с вами, А.Д.Сахаров всю свою жизнь посвятил Человеку и Человечеству, он был и остается для всех нас нравственным ориентиром, непререкаемым авторитетом.
Учитель: дополним наши записи на доске словами- ассоциациями, связанными с именем Сахарова: Личность, Великий гражданин России, нравственный ориентир, физик- теоретик.
Рефлексия
Звучит песня Александра Градского «Памяти Андрея Сахарова»
Учащимся предлагается под знаком плюс кратко записать, что уже знали по рассматриваемой на конференции проблеме, а под знаком минус, что думалось иначе.
Что вызвало интерес?
Учитель: Мы сегодня познакомились с отдельными эпизодами из жизни Андрея Дмитриевича Сахарова. Наша конференция- дань памяти этому человеку. Я благодарю вас за активное участие в данной конференции. Закончить нашу конференцию хочу словами А.Д.Сахарова: «Я надеюсь, что, преодолев опасности, достигнув великого развития во всех областях жизни, человечество сумеет сохранить человеческое в человеке».[7]
Список использованной литературы
Альтшулер Б.Л. Из воспоминаний об А.Д.Сахарове // Октябрь. — 1993. — N 12.
Лихачёв Д.С. Речь на гражданской панихиде// Знамя, 1990, №2 – С.3
Нехамкин С. Что предсказал Сахаров: пророчества академика сбываются// http://www.inauka.ru/prognoz/article46906/print.html
Никишин А. Похороны академика А.Д. Сахарова // Знамя — 1993. — N 5. –С.178- 188.164-174.
Сахаров А.Д. Воспоминания //– Знамя. – 1990 . – № 10 – С. 4 – 64, № 11. – С.130-160, № 12. – С.34-96, 1991. – №1.– С. 161-192, № 2. – С.129– 190, №3. – С.98 – 128, № 4. –С .97-160, № 5. –С.161 – С.186.
Сахаров А.Д. Горький, Москва, далее везде// Знамя. – 1991 . – № 9. – С.4- 54, Знамя. – 1991 . – № 10. – С.47- 98.
Сахаров А.Д. Фрагменты биографии. — М.: Панорама, 1991.
Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Нобелевская лекция;/ Публ. Е.Боннэр //Октябрь.-1990.-№1.
Сахаров А.Д. Мир через полвека: Из полит.мысли ХХ в. //Новое время.-1990.-№2.
Сахаров А. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе; О себе:[Ст.от1968 и 1973 гг.]/Подгот.публ. М.Болотовского] //Юность.-1990.-№3.
Сахаров А. Открытое письмо Л.И.Брежневу [об Афганистане] //Звезда.-1990.
[1] Лихачёв Д.С. Речь на гражданской панихиде// Знамя, 1990, №2 – С.3.
[2] Видео rutube.ru › tracks/2819630.html
[3] Сахаров А.Д. Воспоминания //– Знамя. – 1990 . – № 10. – С.20.
[4] Сахаров А.Д. Воспоминания // Знамя. – 1991 . – № 2. – С.57.
[5]Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция // Досье. Приложение к Литературной газете. – 1990. Январь. – С.5-6.
[6] Сахаров А.Д. Горький, Москва, далее везде// Знамя. – 1991 . – № 9. – С.4- 54, Знамя. – 1991 . – № 10. – С.47- 98.
[7] Сахаров А.Д. Воспоминания //– Знамя. – 1991 . – № 5. – С.186.
[7] Сахаров А.Д. Воспоминания //– Знамя. – 1991 . – № 5. – С.186.
МУЗЫКА К УРОКУ
А. Градский — Памяти Сахарова.mp3
Исполнитель: Ищенко Галина Викторовна, : учитель истории и обществознания, заместитель директора по правовым вопросам
МОУ СОШ №6. Свердловская обл. Пригородный район п. Новоасбест