Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310312_te. Конспект урока обществознания в 9 классе на тему: «Гражданин- человек свободный и ответственный»
Цели:
- Расширить содержание понятия «активная гражданская позиция» через персонификацию и личный пример академика А.Д. Сахарова;
- Развивать умения работать с источниками, анализировать, аргументировать высказывания у учащихся;
- Воспитывать патриотизм, формировать активную гражданскую позицию.
Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, фрагменты работ А.Д. Сахарова( для каждого ученика), памятка «правила работы в группе».
Ход урока.
1. Орг.момент.
-Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Гражданин-человек свободный и ответственный». (Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
— Чтобы продуктивно работать сегодня, давайте вспомним материал, изученный на предыдущем уроке. Предлагаю вашему вниманию следующие вопросы. (Слайд 2-5).
— Сформулируйте определение понятия «гражданин».
— Какие характеристики в вашем определении являются ведущими?
3. Постановка цели урока.
— Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент одного из популярных кинофильмов, который демонстрирует одно из страшнейших явлений современности. Ваша задача определить, о чем идет речь. (Слайд 6).
— О чем сюжет, который вы посмотрели?
— Какое чувство вызвала у вас картина взрыва?
— А теперь я предлагаю вам следующий слайд. (Слайд 7).
— Кто из вас может сказать, какая связь существует между Индианой Джонсом и академиком Сахаровым?
-Верно, Андрей Дмитриевич Сахаров- один из создателей ядерного оружия, взрыв которого наблюдал герой фильма. Сахаров получил много правительственных наград: трижды Герой Социалистического Труда (1953,1956,1962 годы), награжден Сталинской(1953 год) и Ленинской(1956 год) премиями, являлся кавалером Ордена Ленина. Однако самую высокую награду- Нобелевскую премию ему присудили не за открытия в области физики. (Слайд 8)
— Сахаров вошел в мировую историю не только как ученый – ядерщик, но и как активный борец за отмену ядерного оружия.
— Почему же изобретатель стал противником своего изобретения? Как он боролся против него? Зачем он это делал, когда другие молчали?
— Целью нашего урока станет поиск ответа на эти вопросы. Для того, чтобы сделать это грамотно и не исказить сути, я предлагаю вам поработать с фрагментами работ Андрея Дмитриевича, которые я приготовила для этого урока, и делать выводы на их основе.
4. Работа с документами.
— У каждого из вас на столе есть набор материалов, просмотрите их.
— Обратите внимание на то, что они представлены в хронологической последовательности, это нужно для того, чтобы видеть, как развивалась правозащитная деятельность ученого в этом направлении.
— Под номером один в ваших материалах представлен фрагмент работы А.Д. Сахарова «О радиоактивной опасности ядерных испытаний», датируемая 1958 годом. ( Слайд 9)
— У учеников первого и второго вариантов фрагменты этой работы разные (Приложение 1) , разными будут и задания к ним: первый вариант анализирует текст и находит опасность для человека, а второй – для человечества.
— Почему ученый выступает против испытаний?
— Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор «О запрещении ядерных испытаний в трех средах».
—
— Как вы считаете, каждый может критиковать свое изобретение?
— Хочу сказать вам, что голос ученого был услышан, и в 1963 году был подписан Московский договор «О запрещении ядерных испытаний в трех средах». Какими качествами личности обладал А.Д. Сахаров, который не побоялся выступить против политики государства?
— Верно, он был человеком ответственным. В старших классах в курсе обществознания вы будете говорить о моральной ответственности ученого перед обществом за изобретение. Андрей Дмитриевич глубоко чувствовал эту ответственность , он в 1981году написал работу «Ответственность ученых», цитату из которой я предлагаю вашему вниманию. (Слайд 10)
— Докажите, что Сахаров боролся не только за безопасность своих современников, но и за нашу с вами жизнь.
— Следующим шагом в борьбе против испытаний ядерного оружия стала публикация статьи- манифеста «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» в 1968 году. (Слайд 11)
— Возьмите в руки текст под номером два. (Приложение 2). Давайте внимательно прочтем его и найдем в нем ответы на представленные вопросы ( Слайд 12-13).
— Какой вывод из сказанного можно сделать?
— Действительно, спектр вопросов правозащитной деятельности А.Д. Сахарова расширился, теперь он борется не только за отмену испытаний ядерного оружия, но и за мир во всем мире.
— Этот вопрос широко рассматривается ученым в «Памятной записке», адресованной Л.И. Брежневу (1975 год) и в «Открытом письме об Афганистане» (1980 год).
— Я хочу предложить вам творческое задание, для его выполнения вам нужно разделиться на две группы и вспомнить правила работы в группах (обратитесь к памятке). Итак, представьте, что вам предстоит выступить от имени А.Д. Сахарова и отразить его видение проблемы.
— Первая группа работает с «Памятной запиской», а вторая с «Открытым письмом об Афганистане». (Приложение 3). Составляем тезисный план выступления, опираясь на фрагменты предложенных документов, и презентуем свое выступление нам с одноклассниками.
( После ответов представителей каждой группы организуем анализ выступлений, соотнесение заявленных положений с первоисточником).
Многие из вас знают, что за смелое выступление в 1980 году Сахаров был лишен всех государственных наград и сослан в Горький, однако и там он продолжал бороться за право людей на мир, написав Открытое письмо доктору Сиднею Дреллу «Опасность термоядерной войны» (1983 год), подтверждая свою идею об ответственности ученых за их открытия.
— Возьмите в руки документ под номером четыре. Познакомьтесь с его содержанием.
— Задание будет заключаться в следующем: я зачитываю высказывание. А вы соглашаетесь или опровергаете его, опираясь на текст документа.
Высказывания:
- Сахаров в письме представляет оппозицию известному физику.
- Косвенные последствия взрывов не менее страшны, чем непосредственные.
- Термоядерная война вызовет экологическую и техническую катастрофы, эпидемии и голод.
- Всеобщая термоядерная война не явится гибелью современной цивилизации, не приведет к уничтожению человечества как биологического вида, возможно, даже к уничтожению жизни на Земле.
— Кто из вас разделяет точку зрения ученых?
5. Закрепление и обобщение полученных знаний.
— Как вы считаете, многие ученые того времени чувствовали ответственность за свои открытия в такой степени как Сахаров?
— Кого их них в этой ситуации можно назвать «гражданином» с точки зрения темы нашего урока?
-Докажите.
— Считаете ли вы верным то, в нашем учебнике А.Д. Сахарова называют Великим Гражданином?
— Аргументируйте.
— В начале урока мы давали определение понятия «гражданин» и называли его основные характеристики. Кому из вас полученные на сегодняшнем уроке знания помогли расширить и дополнить то, что было сказано в начале урока?
— Чем вы дополнили первоначальные определения и характеристики?
6. Итог урока.
Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо за вашу работу. Я думаю, что каждый из вас будет помнить о том, кого можно назвать гражданином, с почтением относится к памяти А.Д. Сахарова, на личном примере которого мы рассмотрели активную жизненную позицию и стремиться к тому, чтобы принести пользу своей Родине и своему народу.
Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
Седова Ольга Александровна, учитель истории и обществознания
МОУ ООШ № 10 им. П.И. Паршина г.Каменки, Пензенской области