Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310315_te. Конспект урока по истории России на тему: «Личность и судьба А.Д.Сахарова». 11 класс
«Только историческая
память позволяет человеку
правильно оценить современную
действительность». ( А. Сахаров)
Цели урока:
- Углубить общие знания учащихся о судьбе А.Д.Сахарова.
- Познакомиться с личностью А.Д.Сахарова на примере воспоминаний современников.
- Выяснить значение работы «Воспоминания» А.Д.Сахарова
Задачи урока:
Образовательные:
Через события и судьбы людей показать процессы, происходившие в духовной и политической жизни страны в 60-80-ые годы XX века и как эти события повлияли на
жизненный путь А.Д.Сахарова.
Развивающие:
Формировать умение решать проблему урока. Способствовать развитию умения слушать другого человека, анализировать информацию, работать с историческим источником и справочной литературой, умение вести диалог, монолог, развивать критическое мышление.
Воспитательные:
Способствовать признанию гуманизма, как принципа отношения к другим людям, формированию активной гражданской позиции, толерантности, свободолюбия.
Оборудование урока:
- Литература по теме урока (список прилагается).
- Раздаточный материал: задания с фрагментами текстов воспоминаний и вопросами к ним (прилагается как приложения).
- Мультимедийная презентация по уроку.
- Выставка фотографий и работ А.Д.Сахарова.
- Эпиграф урока (запись на доске): «Только историческая память позволяет человеку правильно оценить современную действительность». ( А. Сахаров)
Форма организации учебного процесса:
- Урок предполагает работу в микрогруппах над предложенными заданиями с использованием дополнительной литературы (в данном случае было образовано четыре группы по 3 человека); работа над одним заданием создает условия для взаимной помощи, поддержки, контроля.
- Каждая группа продумывает, формулирует и обосновывает вариант или варианты своего ответа на обсуждаемый вопрос.
- Учитель направляет работу групп, при необходимости оказывает им помощь.
- Дальнейшее обсуждение выдвинутой проблемы происходит на уровне класса: обмен мнениями на основе анализа просмотренной литературы с обязательной ссылкой на автора, чья точка зрения излагается.
- Завершается обсуждение проблемы общим выводом по каждому конкретному вопросу, который класс считает наиболее приемлемым.
- Каждая группа располагает приложениями, в единичном экземпляре и распределяется между группами, что дает возможность выявлять не только общие точки зрения, но и новые толкования рассматриваемой проблемы.
На уроке используются частично-поисковый и исследовательский методы обучения учащихся.
Тип урока: урок формирования знаний
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Ход урока
I.Организационный момент.
1 . Приветствие. Вводное слово учителя.(слайд 1)
Здравствуйте! Рада приветствовать вас сегодня на уроке. Мы продолжаем
изучать большую и очень важную тему «А.Д.Сахаров». На предыдущих занятиях мы познакомились с биографией А.Д.Сахарова, его изобретениях, творчестве. Сегодня мы продолжим изучение темы.
2. Актуализация знаний.
Вспомните, какие факты из биографии А.Д.Сахарова вам запомнились больше всего, ответы должны быть краткими и яркими.(примеры: Андрей Дмитриевич окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1950 г. Андрей Дмитриевич Сахаров уехал в Арзамас-16, где вместе с другими физиками создавал водородную бомбу.
С этого времени Андрея Дмитриевича Сахарова стали называть «отцом водородной бомбы». В 1956 г. Сахаров стал дважды Героем Социалистического Труда и лауреатом Ленинской премии. В 1970 г. Сахаров создает Комитет по правам человека. В 1975 г. А. Сахаров стал первым советским гражданином, получившим Нобелевскую премию мира. Горьковская ссылка(1980-1986).
3.Сообщение темы и задач урока. (слайд 2)
Не секрет, что одной из самых ярких исторических фигур XX столетия является имя Андрея Дмитриевича Сахарова. Тема урока: «Личность и судьба А.Д.Сахарова»
Эпиграф урока — слова А.Д.Сахарова. Подумайте. Весь урок мы будем помнить эту цитату, а в конце урока вы подвёдёте итог с учётом нашего эпиграфа.
Сегодня на уроке выясним как современники отзывались о А.Д. Сахарове. Мы с вами будем изучать архивные материалы, воспоминания современников и цитаты самого А.Д.Сахарова. Для этого работать будем мини группами по три человека. Каждый имеет право слова и высказывания своих суждений.
II.Изучение нового материала.
2.1.Марк Ефимович Перельман (слайд 3)
Профессор физики. «Общение с ним наполняло энергией, снимало ненужное подчас напряжение. Абсолютная принципиальность в принципиальных вопросах соседствовала в нём с готовностью не только понять другого, но и легко уступить — если это не было чем -то крупным и принципиально важным. Это не мешало ему открыто выступать против людей, даже ему близких, когда их позиция по принципиальным вопросам оказывалась по тем или иным причинам ошибочной и вредной. Поразительно его отношение к критике в свой адрес. Марк старался понять другого человека, услышать доводы, если они были, увидеть проблему под иным углом, был готов и отказаться от своей точки зрения во имя лучше обоснованной. Но никогда и ни с кем он не был готов поступиться принципами науки, её фундаментальными законами..» (Мирон Я.)
«Ученый прежде всего — человек.
И поэтому мораль, нравственные ценности важней
всего — и в личной и в общественной жизни,
и в научной работе».
Интервью газете «Монд»,1978 М.Е.Перельман
Группы получают фрагменты воспоминаний М.Е.Перельмана о А.Д.Сахарове
(Приложение 1) Уточнение: *Физики с молодых лет называли его АДС, даже сборник воспоминаний должен был называться: «АДС глазами физиков». Позже или более старшие говорили «АД», иногда и в обращении к нему самому. Боннэр Елена Георгиевна «ЕГ»
Вопросы для обсуждения: (слайд 4)
- Как автор относится к личности А.Д.Сахарова? Приведите выдержки из текста.
- Что нового вы узнали, приведите примеры?
- Ваше отношение к документу
Обобщение ответов учащихся.
Государство не посмело открыто с ним расправиться. Сахаров непреклонно продолжал говорить то, что он думал и считал необходимым сказать. При почти всегда глубокой погруженности в ход собственных размышлений он мог неограниченно долго и доброжелательно выслушивать собеседника, никогда из деликатности его не перебивая.
2.2. А.Д.Сахаров и власть
Учитель: Как ученый-естественник А.Д.Сахаров в начале своей общественной деятельности считал, что главное — выявить негативные явления, понять их особенности и корни и тогда можно будет убедить власти провести необходимые реформы, даже кардинальные. Поэтому первые обращения он писал для правительства и ему только их и адресовал. Уверенность его в том, что к его анализу прислушаются, это не просто наивность — прислушались ведь, вопреки мнениям военных, к его соображениям о том, что нельзя больше проводить испытания ядерного оружия на поверхности Земли и в атмосфере, был ведь заключен такой международный договор. Следовательно, можно и дальше
пытаться воздействовать на политиков. И только полная неудача этих попыток
вовлекла его в диссидентское движение, показала нереформируемость советского
строя, хотя он до конца оставался сторонником постепенного, только эволюционного его изменения с сохранением традиционных социальных гарантий.
Говорить о правах человека, об интеллектуальной свободе в 70-е годы было очень опасно. Государство преследовало инакомыслящих. Их называли диссидентами.
Время казней прошло, но наступило лечения инакомыслящих в психиатрических клиниках. Бюрократия карала, подкупала, раскалывала. В «черные списки» могли попасть не только люди, выступавшие против правительства, но и люди просто с гуманными намерениями. Сахаров помогал этим людям. Собирал подписи в их защиту, ездил на судебные заседания, помогал материально, давал интервью иностранным корреспондентам. Стал лидером правозащитного движения. Сейчас нам доступны секретные материалы тех лет. Каждая группа получит индивидуальное задание. Вы должны назвать документ и кратко охарактеризовать его сущность.
Группы получают фрагменты секретных документов (Приложение 2)
Вопросы для обсуждения: (слайд 5)
- Какое отношение руководителей государства к А.Д.Сахарову? В чём обвиняются Андрей Дмитриевич и его жена?
- Приведите примеры правозащитной деятельности А.Д.Сахарова и Боннер Е.Г?
- Почему эти документы с грифом «секретно»?
- Ваше отношение к документу
Обобщение ответов учащихся.
Однако вскоре гонения начались и на его семью. В 1979 году Андрей Дмитриевич протестовал против введения советских войск в Афганистан, был лишен всех наград и отправлен в ссылку. Семь лет Сахаров провел в ссылке в городе Горький, лишенный права с кем-либо общаться. Не было телефона. Ему запрещалось куда-либо выезжать. У дверей квартиры постоянно дежурили милиционеры. В 1984 году Сахарова поместили в больницу. Ему сделали укол, вызвавший микроинсульт, пытали удушьем. Когда он объявил голодовку, насильно кормили. «Умереть мы вам не дадим, но инвалидом сделаем» — говорил лечащий врач. Позже Сахаров признавался своему другу: «Ты знаешь, в больнице я понял, что испытывали рабы в Древнем Риме, когда их распинали на кресте».
2.3.Борис Михайлович Болотовский (слайд 6)
Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН). Работает в ФИАНе с 1951 г.
Область научных интересов: электродинамика, излучение быстрых частиц, история науки.
О ссылке в Горьком (слайд 7)
Группы получают фрагменты воспоминаний Б.М.Болотовского о А.Д.Сахарове. (Приложение3)
Вопросы для обсуждения:
- Что изменилось в личности А.Д.Сахарова? Приведите выдержки из текста.
- Что нового вы узнали, приведите примеры? Что вас удивило?
- Ваше отношение к документу
Обобщение ответов учащихся. А.Д.Сахаров в любых условиях оставался человеком: любящим, преданным, заботливым и честным.(слайд 8)
2.4. Е. Г. Боннэр «ЧЕТЫРЕ ДАТЫ»
Группы получают фрагменты воспоминаний Е.Г.Боннэр (Приложение 4)
Вопросы для обсуждения: (слайд 9)
- Почему книга Е.Г.Боннэр называется «Четыре даты»? Что нового вы узнали?
- Ваше отношение к документу, какие чувства вызвало изучение этого произведения?
- С каким произведением А.Д.Сахарова вы познакомились?
Обобщение ответов учащихся.
«Жизнь продолжается. Мы вместе» слова А.Сахарова. Счастливая семья, тёплые взаимоотношения.(слайд 10) Последний труд А.Д.Сахарова «Воспоминания».
III. Обобщение знаний.
Мы познакомились с воспоминаниями людей, хорошо знающих А.Д.Сахарова. Какие документы особенно ярко характеризуют А.Д.Сахарова как личность. Что необычного в биографии Андрея Дмитриевича вам запомнилось. Почему эпиграфом урока взята именно эта цитата А.Д.Сахарова, докажите. А сейчас я предлагаю вам некоторые высказывания самого Андрея .Дмитриевича. Подумайте.
Выберите какое из высказываний характеризует А.Д.Сахарова и почему? (слайд 11) Эти строки дадут представление о том, как, в какой среде появилась такая незаурядная личность, сколько его предложений, когда-то изруганных и опороченных, сегодня реализуется, до скольких идей Сахарова человечество ещё не доросло.
И в завершении урока я хочу зачитать воспоминания Валерия Краснова. «14 декабря 1989 года, ушел от нас Андрей Дмитриевич Сахаров. А что же осталось на Земле от него? (слайд 12) Но самое главное — осталось ли что-то в душах наших от уроков этого замечательного человека? По всеобщему признанию Андрей Сахаров воплотил в себе самые лучшие черты русской интеллигенции, за проявление которых его соотечественники довольно дружным хором кричали: «Распни его!» Произвёл ли самоотверженный труд его совести какие-либо изменения в умах тех кричавших или других — молчавших тогда смельчаков? Или покрылось всё травой забвения? Осознали ли люди, что вся жизнь Андрея Дмитриевича, пользуясь его собственными словами, адресованными другим героям, есть «поступок, который восстанавливает честь целой страны»? Помним ли мы его прекрасные слова: «Свобода и ответственность неразделимы»? Берём ли мы в пример уникальную скромность этого великого человека, его уважение к каждой личности, даже к своим врагам, его сверхъестественную незлопамятность, его комплекс вины за все несчастья, происходящие на планете?»Валерий Краснов «Великий гражданин планеты».
- IV. Домашнее задание: Напишите эссе на тему «Великий гражданин планеты»
Список литературы
1.Сахаров, Боннэр. Дневники. 2006. Сахаров А., Боннэр Е. Дневники : Роман-документ. В 3 т. — М.: Время, 2006.
2. Сахаров. Мемуары. 1996. Сахаров А. Д. Воспоминания. В 2 т. — М.: Права человека, 1996
Интернет ресурсы
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=40&t=1543
http://www.i-u.ru/biblio/archive/vospominanija/24.aspx
www.i-u.ru/biblio/search.aspx?book_id=1701
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Пилкина Марина Ивановна, учитель истории,
МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа» Бежаницкий район Псковская область