Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310321_te. Конспект урока: Андрей Дмитриевич Сахаров – человек, ученый, правозащитник и политик.
Цель – формирование у учащихся ценностей демократического общества, повышение гражданского самосознания обучающихся на примере жизни и деятельности А.Д.Сахарова.
Задачи урока — познакомить учащихся с биографией А.Д.Сахарова (опережающее задание) – дать характеристику А.Д.Сахарову как человеку, ученому, правозащитнику, и политику.
Понятия и термины: диссидентство, легальная оппозиция
План урока:
- Детство и начало становления как ученого А.Д.Сахарова (опережающее задание)
- А.Д. Сахаров – ученый-атомщик
- Правозащитники или диссиденты.
- Отношение А.Д. Сахарова к войне в Афганистане.
- Академик А.Д. Сахаров – народный депутат.
? Урока. Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда, по мнению большинства это бесполезно? (на примере жизни и деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова)
Ход урока.
1. Детство и начало становления как ученого А.Д.Сахарова (опережающее задание)
Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921 — 14 декабря 1989) — советский физик, академик РАН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник.
Родился в Москве. Его отец, Дмитрий Иванович Сахаров, — преподаватель физики пединститута имени Ленина, мать Екатерина Алексеевна Сахарова (ур. Софиано) — дочь потомственного военного Алексея Семёновича Софиано — домохозяйка. Бабушка со стороны матери Зинаида Евграфовна Софиано — из рода белгородских дворян Мухановых. Детство и ранняя юность прошли в Москве. Начальное образование Сахаров получил дома. В школу пошел учиться с седьмого класса. В 1938 году Сахаров поступил на физический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ). После начала Великой Отечественной войны он вместе с университетом был эвакуирован в Ашхабад (Туркменистан); серьезно занимался изучением квантовой механики и теории относительности. По окончании в 1942 году с отличием МГУ, где считался лучшим студентом, когда-либо обучавшимся на физическом факультете, отказался от предложения профессора А.А.Власова остаться в аспирантуре. Получив специальность «оборонное металловедение», был направлен на военный завод сначала в город Ковров Владимирской области, а затем в Ульяновск. Условия работы и быта были очень тяжелыми. Однако здесь появилось первое изобретение Сахарова – прибор для контроля закалки бронебойных сердечников.
В 1943 году Сахаров женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), уроженке Ульяновска, лаборантке-химике того же завода. У них было трое детей – две дочери и сын. Из-за войны, а затем рождения детей Клавдия Алексеевна не завершила высшего образования и после переезда семьи в Москву и позднее на «объект» была удручена тем, что ей трудно найти подходящую работу.
Вернувшись в Москву после войны, Сахаров в 1945 году поступил в аспирантуру Физического института имени П.Н.Лебедева к известному физику-теоретику И.Е.Тамму, чтобы заниматься фундаментальными проблемами.
- 2. А.Д. Сахаров – ученый-атомщик (сообщение ученика)
В своей кандидатской диссертации о безызлучательных ядерных переходах, представленной в 1947 году, он предложил новое правило отбора по зарядной четности и способ учета взаимодействия электрона и позитрона при рождении пар. В это же время он пришел к мысли (не опубликовав своих исследований по этой проблеме), что небольшая разница энергий двух уровней атома водорода вызвана различием взаимодействия электрона с собственным полем в связанном и свободном состояниях. В 1948 году Андрея Сахарова включают в специальную группу по разработке термоядерного оружия. Вскоре Сахаров предложил собственный проект бомбы в виде слоев дейтерия и природного урана вокруг обычного атомного заряда. При взрыве атомного заряда ионизированный уран существенно повышает плотность дейтерия, увеличивает скорость термоядерной реакции и делится под действием быстрых нейтронов. Эта «первая идея» – ионизационное обжатие дейтерия – была существенно дополнена В.Л.Гинзбургом «второй идеей», состоящей в использовании дейтерида лития-6. Под действием медленных нейтронов из лития-6 образуется тритий – очень активное термоядерное топливо. С этими идеями весной 1950 года группа И.Е.Тамма почти в полном составе была направлена на «объект» – сверхсекретное атомное предприятие с центром в городе Саров, где она заметно увеличилась за счет притока молодых теоретиков. Интенсивная работа группы и всего предприятия завершилась успешным испытанием первой советской водородной бомбы 12 августа 1953 года.
Сахарова называли «отцом» советской водородной бомбы. Но этот сомнительный титул не столько радовал академика, сколько беспокоил – слишком много нравственных проблем стояло за ним. К концу 1950-х годов Андрей Сахаров начинает активно протестовать против испытаний ядерного оружия.
Учитель: что же касается отношения Сахарова А.Д. к ядерным испытаниям, то они не всегда были таковыми. Прочитайте текст и узнайте о более ранних отношениях к испытанию атомного заряда (29 августа 1949 г.)
Работа с текстом.
Как вы считаете, почему изменилось отношение к ядерному оружию А.Д. Сахарова?
Ответы учащихся и их обобщение.
Учитель. 1961 год – академик работает над идеей лазерного обжатия для получения импульсной управляемой термоядерной реакции. Этот же год ознаменовался выступлением ученого против ядерных испытаний, в конце концов, приводят к его конфликту с Никитой Сергеевичем Хрущевым.1962 год – Сахаров в третий раз становится Героем Социалистического труда. А в 1963 году в Москве заключен международный договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в воде и в космосе. Одним из инициаторов сознания этого документа был академик Сахаров.
3. Правозащитники или диссиденты.
Учитель. Своеобразным барометром изменения общественных настроений в стране стало диссидентское движение. Под диссидентством понимается, как правило, инакомыслящий человек, несогласный с господствующей идеологией, а сточки зрения официального названия, диссиденты – это «кучка жалких отщепенцев», «хулиганы», «приспешники империализма». Вопрос: с каким утверждением вы согласны. Ответ обоснуйте. Ответы учащихся и их обобщение.
Изменилась духовная атмосфера общества – лозунгами оппозиционной интеллигенции стали свобода и личность. В 1960-е годы очень многие представители интеллектуальной элиты общества, деятели науки и культуры сохраняли веру в преимущества социализма как строя, но были убеждены, что их полному выявлению препятствует верхушка партийно-бюрократической элиты. Идея ограничения ее власти, особенно в духовной сфере, создания правовых гарантий, дабы не допустить повторения массовых репрессий, пользовалась большой популярностью. Особое внимание на изменение духовного климата общества оказала правозащитная деятельность. В 1970 году был создан Комитет защиты прав человека, в который вошли А.Сахаров, И. Шафаревич, В. Челидзе, А. Твердохлебов и другие представители интеллигенции.
Работа с текстом. Прочитайте текст.
Выделите из текста предложения Андрея Дмитриевича Л.И. Брежневу. Как вы думаете, насколько они были своевременны? Ответы учащихся и их обобщение.
В 1973 году возникла русская секция организации «Международная амнистия». Власти вели борьбу с правозащитниками. Академика Сахарова А.Д. отправили в ссылку в город Горький. В 1974 г. Академику А.Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира, однако власти не дали ему разрешения на поездку для получения этой премии. По его собственным словам, этот момент стал «поворотным в судьбе». Советская пресса некоторое время реагирует на статью молчанием, потом один за другим начинают появляться все более неодобрительные отклики. Статья опубликована за границей. Сразу же после этого Сахарова отстраняют от секретных работ. В 1975 году пишет и публикует книгу «О стране и мире».
В это же время происходит размежевание взглядов А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына. Прочитайте выдержки. К кому присоединишься ты? Или у тебя собственный взгляд на проблему? Обоснуйте его. Почему они пытались что-то внушить, объяснить, посоветовать? Несмотря на разногласия во взглядах, многие клеймили и Солженицына и Сахарова? Почему?
Ответы учащихся и их обобщение.
Вопрос: так как все же стоит называть ту интеллигенцию: правозащитниками или диссидентами? Ответы учащихся и их обобщение. Ответ обосновать.
Следует отметить, что исторический период с середины 60- начала 80-х годов, острословы назвали «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» — потому, что это было время четырех пятилеток, нескольких крупных юбилеев. «Анекдотов» — потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления ведущих политических деятелей. Например: Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить еще лучше». Пауза — нет оваций. Брежнев повторяет: «А в будущей пятилетке мы будем жить еще лучше!». Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?»…
Или вот анекдот, свидетельствующий об отношении к Л.И.Брежневу: Статья в энциклопедии: Брежнев Л.И. – мелкий государственный деятель эпохи А. Сахарова и А. Солженицына. Вопрос: как вы считаете, кто мог сочинять такие анекдоты? Ответы учащихся.
4. Отношение А.Д. Сахарова к войне в Афганистане.
Наиболее негативные последствия для разрядки оказал ввод советских войск в Афганистан, кроме того положило начало вмешательству СССР в гражданскую войну в этой стране.
1979 год – в Афганистан введены советские войска. Сахаров публично осуждает этот шаг. 1980 год – ученый дает два заочных интервью западной прессе: одно немецкой газете «Die Welt», второе – американской «The New-York Times». В них Сахаров высказывается, в том числе, и за бойкот московской Олимпиады: «Олимпийский комитет должен отказаться от проведения Олимпиады в стране, ведущей войну». Буквально на следующий день после выхода газет, в начале января 1980 года, принят правительственный указ, согласно которому Андрей Дмитриевич Сахаров лишается всех правительственных наград «в связи с систематическим совершением… действий, порочащих его как награжденного». В Горьком академик фактически изолирован от общества, постоянно охраняется милицией. Родным и близким ученого приходится в Москве несладко, и доходит до того, что в знак протеста против произвола властей по отношению к ним Сахаров дважды за время своей «ссылки» объявляет голодовку. Работа правозащитника продолжается и в условиях изоляции. Сахаров пишет статью «Опасность термоядерной войны», которая получает огромный резонанс на западе. Леониду Ильичу Брежневу написано письмо о том, что необходимо выводить войска из Афганистана. Горбачев получает обращение от академика о необходимости освобождения всех узников совести.
Работа с текстом.
Задание. Опираясь на знания об афганской войне и документ, объясните, почему конфликт в Афганистане привел к срыву процесса разрядки? Ответы и их обобщение.
5. Академик А.Д. Сахаров – народный депутат.
Декабрь 1986 года – Михаил Сергеевич Горбачев специальным распоряжением возвращает Сахарова в Москву. В феврале 1987 года Андрей Сахаров выступает на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества». 1988 год – ученый избирается председателем общества «Мемориал». В скорее намечались выборы народных депутатов. В ходе предвыборной волны выяснилось, что авторитет партии упал. Не только публицисты, историки и экономисты стали народными избранниками, но и бывшие диссиденты. В марте 1989 года – академик избран народным депутатом СССР от Академии наук. В состав Конституционной комиссии, созданной на I съезде народных депутатов (25 мая – 9 июня 1989 г.), вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А.Собчак. Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассматривать их на «равной основе». Съезд не поддержал это предложение, однако Андрей Дмитриевич уже к декабрю этого же года разрабатывает и представляет в Кремле проект новой Конституции, в основе которой лежит защита прав личности и права всех народов на равную с другими государственность. Следует отметить, что альтернативы данной Конституции не было, но и она не была одобрена депутатами.
14 декабря 1989 года – Андрей Дмитриевич Сахаров умирает в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.
Учитель: сегодня мы познакомились с выдающейся личностью ХХ века А.Д.Сахаровым. В конце урока мы должны ответить на поставленный вопрос: имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда, по мнению большинства это бесполезно? На примере жизни и деятельности А.Сахарова. Ответы учащихся. Пословица «вода камень точит». Обобщение ответов учащихся.
Источники информации и дополнительно по теме:
biographer.ru — биография академика Сахарова
Долуцкий А.А. Отечественная история ХХ век/ учебник для 10-11 классов.- 2-е изд., исправ. и перераб. — М.: Мнемозина, 1997. – 381с.
Загладин Н.В., Козленко С.И. и др. История Отечества ХХ – начало ХХI века/ учебник для 11 класса – М.: Русское слово, 2005. – 479 с.
Загладин Н.В., Козленко С.И. и др. История Отечества ХХ век/ учебник для 9 класса – М.: Русское слово, 2002. – 383 с
Филиппов А.В., уткин А.И. и другие. История России 1945-2008 гг.: книга для учителя – М.: Просвещение, 2008. – 528 с
Конспекты уроков по истории России ХХ века; под ред. Т.В. Коваль. – М.: Владос –Пресс, 2002. – 399 с
Разработала и провела: Слепнева Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания
МОУ Новосретенская СОШ. Республика Бурятия, Бичурский р-н, с. Новосретенка