Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310337_te. Конспект внеклассного мероприятия: «Права человека как высшая ценность». 7 класс
Теперь, когда мы умеем летать по
Небу, как птицы, плавать по воде,
Как рыбы, нам осталось одно — на-
Учиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу.
Цели: — познакомить учащихся с основными правами человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека;
— продолжить формирование у школьников уважения к ценностям демократического общества;
— показать роль Сахарова А.Д. в защите прав человека.
Учитель. Вступительное слово: давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
— Что может человек делать и что не вправе делать?
— Что человек обязан делать и что не обязан?
— На что человек имеет право и на что не имеет?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в неразбериху. Наконец людям удалось решить Главные вопросы – и на свет появилась 10 декабря 1948г. Всеобщая декларация прав человека, с некоторыми статьями которой мы познакомимся сегодня.
Сначала обратите внимание на эпиграф. (слайд1)
Бернард Шоу – английский драматург и публицист.
Как вы понимаете выражение из текста эпиграфа «научиться жить на земле, как люди».
(Ответы учащихся. Другими словами, человек должен не только иметь права, но и соблюдать их. )
А, что такое, по вашему мнению, права человека? ( Ответы учащихся).
Права человека — законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага. (слайд).
Исходя из системы прав человека, мы выделяем личные, гражданские, политические, юридические, экономические, социальные и духовные. (слайд 2)
Посмотрим какие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. ( Работа с текстом Декларации…)
Ученик (читает статью 1): «Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу в духе братства». (слайд 3)
— Что значит относиться по-братски друг к другу? (Посмотрим фрагмент из мультфильма «Про Кота Леопольда».
Задание.
— Какими словами кот Леопольд призывает относиться друг к другу по-братски? В каких действиях Леопольда это проявляется?
Ученик (читает статью 2): «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности, социального происхождения». (слайд 4)
Учитель:
— Посмотрите отрывок из мультфильма «Гадкий утенок». Все ли герои Андерсена обладают равными правами?
— Кто из обитателей птичьего двора обижен, кто пользуется особыми привилегиями?
— Имеют ли герои сказки равные права?
Ученик (читает статью 3): « Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». (слайд 5)
Учитель:
-Как вы понимаете эту статью?
— Послушайте песенку «Кузнечик». Какое право Кузнечика было нарушено?
Мы познакомились с несколькими статьями Декларации. А теперь к нам пожаловали сказочные герои со своими проблемами, нужно им помочь.
Ситуация 1. Василиса Прекрасная.
— Здравствуйте, ребята! За то, что я отказалась выйти замуж за Кощея, он превратил меня в лягушку. Жить в болоте — это пытка для меня. Могу ли я подать на Кощея в суд за то, что он подверг этой пытке меня, ведь в общем-то орудий пыток он ко мне не применял? (ст.4) (слайд 6)
Ситуация 2. Буратино.
— Здравствуйте, ребята! Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили меня за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью Всеобщей декларации прав человека нарушил при этом? (ст.9)
Ученик (читает статью 9): «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». (слайд 7)
Учитель:
— Как вы понимаете смысл этой статьи?
Учитель. Для закрепления проведем Игру «Полет на воздушном шаре»
Инструкция. Несколько человек (5-6) встают на составленные вместе четыре стула. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названием прав человека. Нужно оставить только 3 из них, чтобы шар вновь набрал высоту. Учитель заранее приготовил 9 карточек с надписями:
1) «Право на жизнь»
2) «Право на свободу»
3) «Право на охрану здоровья»
4) «Право вступать в общественные объединения»
5) «Право на свободу труда»
6) «Право на жилище»
7) «Право вступать в брак»
8) «Право на образование»
9) «Право на собрания и митинги»
Вопросы для обсуждения игры.
Учитель.
1. Почему вы оставили только эти 3 права?
2. Какое они имеют значение для вас?
Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить или продать.
Государство должно делать все возможное, чтобы защитить их. Но многое зависит от нас самих. Например, не нарушать режим дня, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье.
Учитель о Сахарове А.Д.
Кроме государства, защитой прав человека занимаются представители правозащитного движения. Одним из основателей этого движения являлся Андрей Дмитриевич Сахаров — общественный деятель, физик-теоретик, академик АН СССР .
Сообщение 1-го ученика.
Родился в Москве 21 мая 1921 г. (слайд 8 )
А. Д. Сахаров с отличием окончил школу в 1938 году и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 году, в эвакуации, в Ашхабаде, летом и осенью 1942 года несколько недель жил в Коврове. В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод на Волге, где работал инженером-изобретателем до 1945 года.
В 1945 г. А. Д. Сахаров был зачислен аспирантом в Физический институт АН СССР им. Лебедева (ФИАН). (слайд 9)
Был одним из испытателей водородной бомбы. В июле 1953 г. тридцатидвухлетний А. Д. Сахаров защитил докторскую диссертацию, в декабре того же года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вторую Звезду Героя он получил в 1956 г., третью — в 1962 г. Сахаров был удостоен Государственной премии в 1953 г. и Ленинской премии в 1956 г. В 1968г. становится участником диссидентского правозащитного движения. (слайд 10)
В это же время он пишет “Памятную записку” Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Л. И. Брежневу, в которой характеризует общество, к которому должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:
- а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан. Защита прав человека выше других целей.
- б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах. Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.
В 1969 г. А. Д. Сахаров передал почти все свои сбережения на строительство онкологической больницы и в Красный Крест.
Сообщение 2-го ученика.
С 1970 защита прав человека выходит для Сахарова на первый план, в этом же году он основал Комитет прав человека, который действовал до 1974г. В октябре 1975г. он получил Нобелевскую премию мира.
В 1974 г. А.Д.Сахаров получил международную премию Чино дель Дука. На эти деньги был основан фонд помощи детям политзаключенных. (слайд 11)
После протеста против ввода советских войск в Афганистан, в январе 1980г. был арестован, в этом же году был лишен всех правительственных наград.
В ссылке Андрей Дмитриевич трижды (1981, 1984 и 1985гг.) объявлял голодовку в защиту своих близких. В 1986г. Сахаров возвратился в Москву. Он стал одним из создателей правозащитной организации «Мемориал». Вплоть до 1989г. Андрей Дмитриевич являлся политическим деятелем и играл огромную роль в развитии идеологии государства.
Всякий раз, когда А. Д. Сахаров узнавал о нарушениях прав конкретных людей в различных странах и регионах мира, он тотчас же активно вступался в их защиту. (слайд 12)
А. Д. Сахаров — иностранный и почетный член научных ассоциаций:
- Национальная академия (США).
- Американская академия искусств и наук.
- Американское философское общество.
- Американское физическое общество.
- Французская академия (Институт Франции).
- Академия моральных и политических наук (Франция)
- Академия Дея Линчей (Италия)
- Венецианская академия
- Голландская академия
Премии, присужденные А. Д. Сахарову:
- Нобелевская премия мира
- Премия Чино дель Дука
- Премия имени Элеоноры Рузвельт,
- Дом Свободы (США)
- Премия Лиги прав человека (при ООН)
- Премия Международной антидиффамационной лиги
- Премия имени Бенджамина Франклина
- Премия имени Лео Сциларда
- Премия имени Тамалла (физика)
- Премия св. Бонифация
- Премия мира имени Альберта Эйнштейна и др.
Учитель. (Слайд 13). Весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле примата общечеловеческих ценностей. Много сил отняло у него политическое противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда оставался искренним и честным.
Этот замечательный пример борьбы человека за гражданские права.
И как мы уже с вами выяснили, что самое главное право для каждого из нас – право на жизнь. А что означает для каждого из вас это право?
Рефлексия.
Учитель раздает детям листочки цветной бумаги, организует оформление большого плаката на доске, в виде цветочка.
Дети по очереди выходят к доске, озвучивают свой листочек, определяя свое понимание жизни, приклеивают листочек на плакат.
Одновременно проводим Игру «Волшебный клубочек»
Инструкция.
Из рук учителя в руки первого ученика передает клубочек из мягких, но достаточно крепких нитей, яркого цвета.
— Это волшебный клубочек, говорит учитель.- Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить-жизнь. Получая клубочек, нужно назвать ваше определение к слову жизнь.
Обойдя весь класс, клубочек опять вернется к учителю. Обратите внимание на то, что нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутаться. Жизнь нельзя прожить заново.
Заключение.
Учитель.
— В заключение хочу познакомить вас со статьей 30 Всеобщей декларации прав человека. Эта статья является основополагающей, без неё все остальные статьи потеряют всякий смысл. (слайд 14)
Ученик (читает статью 30): «Ничто в настоящей Декларации не может быть использовано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в Декларации».
— Почему без этой статьи Всеобщая декларация прав человека потеряет смысл? (ответы учащихся)
Учитель.
Декларация прав человека- это свод законов, по которым нам всем следует жить. (слайд 15)
Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы, уважать права каждого человека, его достоинство, будем взаимотерпимы и взаимовежливы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Автор: Колесова Елена Геннадьевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №8 им. Н.С. Павлушкина г. Пензы