Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
300313_st. Методическая разработка занятия на курсах повышения квалификации учителей. Он вышел из «башни»
Пояснительная записка:
Проблема содержания школьного образования на сегодняшний день становится одной из центральных. Данная разработка занятия для учителей в системе повышения квалификации педагогов показывает один из вариантов развивающего образования и расширения знаний учащихся на примере судьбы одной из интереснейших личностей российской истории ХХ века – А.Д.Сахарова. Не секрет, что сегодня информация об Андрее Дмитриевиче Сахарове не является общедоступной, а его имя осталось «полузакрытым».
Название методической разработки повторяет название статьи В.Белоцерковского об Андрее Дмитриевиче Сахарове в журнале «Новое время» № 21 за 2001 год (к 80-летию со дня его рождения). Автор разработки сознательно не открывает в начале занятия имя А.Д.Сахарова, ибо первое же задание занятия носит проблемный характер и предполагает обсуждение сюжета анимационного фильма, которое позволяет выйти на его судьбу. Заключительный слайд презентации занятия восполняет отсутствие этой информации в начале.
На начало апреля 2011 года данное занятие было апробировано только в одной группе учителей истории Вологодской области. Тема занятия вызвала значительный интерес. Представленные на занятии материалы – анимационный фильм Г.Бардина «Адажио» и презентация «А.Д.Сахаров. Личность и судьба», подготовленный музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова, были включены в электронную папку раздаточных материалов, которую получил каждый участник семинара. В течение апреля-мая подобное занятие будет проведено в нескольких группах учителей разных предметов. Этот опыт позволит уточнить некоторые формулировки проблемных заданий и увидеть возможности включения материала о судьбе и личности А.Д.Сахарова в различные темы некоторых предметов школьного цикла.
Занятие рассчитано на две учебных «пары» (1 час 30 мин. х на 2), но в ознакомительном варианте может быть рассчитано и на одну пару (1час 30 мин.).
Специфику аудитории слушателей курсов отражает работа с текстами проекта примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения (Москва «Просвещение»2010) и, соответственно, темы разделов программ и характеристика основных видов деятельности ученика.
Предполагается, что на основе данной методической разработки в области в течение будущего учебного года будет реализован проект «Заочная экскурсия по музею и общественному центру имени А. Д. Сахарова». Он будет направлен как на коллективы педагогов (появится возможность обсудить не только аспекты включения сюжетов о творчестве и деятельности Сахарова в предметные области, но и в межпредметные), так и на коллективы учащихся. В первую очередь этот проект предполагается реализовать в образовательных учреждениях, педагоги которых уже принимали участие в российском конкурсе «Лучший урок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», который с 2002-2003 учебного года проводит музей и общественный центр имени А. Д. Сахарова (Москва).
Автор оставил за собой право подготовить презентацию — как вариант рабочего плана занятия, не включая в неё иллюстративный ряд, который профессионально сделан в презентации музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, с которым и организована работа на занятии. Также в презентацию не включен фильм Г.Бардина «Адажио», с которым давно и успешно работают педагогов страны.
Целью данного занятия является выявление возможностей включения в урочную и внеурочную деятельность учителей материалов об Андрее Дмитриевиче Сахарове.
Задачами занятия является:
— знакомство педагогов с имеющимися материалами о жизни и творчестве А.Д.Сахарова,
— обсуждение многогранной деятельности этого человека и его роли в жизни страны,
— создание слушателями микро-проектов о включении материалов о Сахарове
в учебный процесс.
1. Занятие начинается с просмотра видеофильма Г. Бардина «Адажио», перед которым слушателям дается опережающее задание, на основе которого организуется обсуждение фильма
Вопросы опережающего задания:
— о чем этот фильм?
— можно ли использовать этот фильм в учебной или в воспитательной работе в школе ?
— судьба какого человека вспомнилась вам, когда вы смотрели этот фильм?
Коллективная дискуссия о фильме «Адажио» дает возможность выхода на судьбу А.Д.Сахарова. Эта мелодия сопровождала всю информацию об Андрее Дмитриевиче Сахарове в день его похорон. Проводы в последний путь человека, который еще несколько дней тому назад мужественно противостоял мощнейшей оппозиции сложившейся против его на съезде народных депутатов, отразил , с моей точки зрения, всю остроту той противоречивой ситуации, которая формировалась в стране. А она, в свою очередь, отражает сложный жизненный путь, который прошел А.Д.Сахаров
2. Тема занятия названа «Он вышел из башни»:
просмотр презентации «А.Д.Сахаров. Личность и судьба», подготовленной музеем
и общественным центром имени А. Д. Сахарова (Москва)
Проблемное задание к просмотру презентации –
почему тема нашего занятия носит название «Он вышел из башни»
и из какой «башни» вышел А.Д.Сахаров?
В центре внимания на этом этапе знакомства с судьбой А.Д.Сахарова линия перехода от статуса «академика» к статусу «правозащитника», отразившая высочайший уровень гражданского самосознания этого ЧЕЛОВЕКА.
После этой части занятия возможно (желательно) разделение слушателей на рабочие группы и обсуждение содержания презентации продолжается в рабочих группах.
Задание рабочим группам: на основе презентации: отберите материал, отражающий различные сюжетные линии жизни А.Д.Сахарова.
возможно несколько вариантов организации работы с материалом презентации
– на основе распечаток презентации (по количеству рабочих групп),
— на основе работы с презентацией, если занятие проходит в компьютерном классе
Итогом работы на этом этапе является выделение (предположительно) таких сюжетных линий жизни А.Д.Сахарова, как:
— личная жизнь А.Д.Сахарова (семья, детство, семейная жизнь)
— научная деятельность А.Д.Сахарова
— правозащитная деятельность А.Д.Сахарова,
— этапы жизненного пути А.Д.Сахарова,
— осознание опасности и так далее
Целью данного этапа организации деятельности учителей является осознание многогранности творческой жизни этого человека и формирования его принципиальной гражданской позиции.
3. Работа с текстами образовательных стандартов и примерных программ по предмету: продолжается в рабочих группах.
Общий вопрос рабочим группам
— обсудите, в какие темы учебной программы вопросы судьбы, научного наследия и творчества А.Д.Сахарова могут быть включены ?
На эту работу в группах отводится до 30 минут, после чего группы представляют результаты своего обсуждения (не более 5 минут) и формируется коллективное представление о всех возможностях включения материалов об А.Д.Сахарове в содержание учебной деятельности педагогов
Сформировав общее представление о возможностях расширения знаний учащихся на основе материалов о жизни и творчестве А.Д.Сахарова, участники семинара переходят к заключительному этапу занятия:
4. Создание учебных микро-проектов по теме:
4.1. методом «мозгового штурма» выясняется, какие развивающие задания можно предложить учащимся по предметам, например:
— работа с текстом нобелевской лекции А.Д.Сахарова «Мир, прогресс, права человека»
— заочная экскурсия по музею Андрея Сахарова
— работа с грамматикой «космического языка» для внуков
— работа с географической картой — имя А.Д.Сахарова на карте мира
— места России, связанные с судьбой А.Д.Сахарова
— вклад А.Д.Сахарова в развитие теоретической физики,
— интернет-ресурсы об А. Д. Сахарове и так далее.
4.2. каждая рабочая группа создает учебный микро-проект включения материала об А.Д.Сахарове в учебную (урочную или внеурочную) деятельность по предмету или в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения
Завершая занятие с учителями, его организатор знакомит педагогов с конкурсами, которые организует для учителей и обучающихся музей и общественный центр имени Андрея Сахарова:
— Российский конкурс для педагогов «Лучший урок по теме
«История политических репрессий и сопротивления в СССР»
— конкурс к 90-летию со дня рождения А.Д.Сахарова для педагогов и обучающихся.
и с литературой, имеющейся в институте.
Литература, имеющаяся в библиотеке института:
А.Д.Сахаров. Тревога и надежда. Сборник. ИНТЕР-ВЕРСО, 1991
Я тоже искал Валленберга. Москва, 2007. Музей имени А. Сахарова и шведский институт
Музей и общественный центр имени А. Сахарова. Мир. Прогресс. Права человека
Красный квадрат. РОО «Открытая Россия», галерея «Русское поле»
Архив Сахарова. Москва, 2006
Мир, прогресс, права человека. Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. 1998.
Вадим Белоцерковский. Цивилизация Сахарова. Новое время, 2001 — № 21
А.Д.Сахаров. Личность и судьба. Диск. Подготовлен музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова.
Гарри Бардин. Адажио. Анимационный фильм.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Автор: Талашова Валентина Александровна, доцент, кандидат исторических наук
АОУ Вологодской области «Вологодский институт развития образования»