Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310336_st. Сахаровы. Начало фамилии (исследовательская работа по теме «Личность и судьба Сахарова»)
История Арзамасской земли хранит еще немало тайн и загадок, но каждой из них приходит свой срок, когда ранее неизвестное становится удивительной находкой, дающей в свою очередь толчок ко всё новым и новым открытиям. Так, еще при жизни известного учёного с мировым именем, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова поговаривали, что его предки жили на арзамасской земле. На Сахаровских чтениях впервые прозвучало, что прадед Андрея Дмитриевича был священником в Арзамасе. В 1990 году 7 апреля в «Арзамасской правде» была опубликована статья Геннадия Ивановича Власова «Встреча с А.Д.Сахаровым», где он рассказывает: «Мне довелось увидеться и побеседовать с А.Д.Сахаровым 18 ноября прошлого года на заседании политического клуба «Московская трибуна». Тут же состоялся такой диалог: Андрей Дмитриевич, рад вас приветствовать от Минска и Арзамаса! — Андрей Дмитриевич оживился, заулыбался: — О, Арзамас, хороший город, знаю, бывал там не раз. — Из книги Р.Орловой и Л.Копелева мы узнали, что Вы имеете прямое отношение к Арзамасу. Скажите, где родился Ваш прадед? — прадед Николай Сахаров родился в Выездном. — Ваш дед, Иван Николаевич, где он родился? — В Арзамасе…
Андрей Дмитриевич согласился письменно ответить на вопросы Арзамасского краеведческого музея, но 14 декабря он скончался…». Сведения из этой публикации послужили первоначальным толчком к началу исследования об арзамасских корнях А.Д.Сахарова по документам Арзамасского госархива. В результате этой исследовательской работы и были обнаружены интересные сведения.
Первоначально поиск арзамасских корней А.Д.Сахарова велся по клировым ведомостям церквей г. Арзамаса, в которых имеются списки штата церковнослужителей и иногда встречаются их послужные или формулярные списки, и по книгам исповедных росписей этих же церквей, в которых записывается полный состав семей прихожан и церковнослужителей этой церкви, бывших на исповеди, с указанием их возраста. Затем по мере появления находок и накопления сведений поиск проводился по метрическим книгам церквей, в которых содержатся сведения о рождении, о бракосочетании и об умерших и местах их захоронения, как прихожан, так и самих церковнослужителей этих церквей. Далее, по мере накопления документальных материалов о Сахаровых, рамки исследования расширялись и стали проводиться по архивным материалам не только церквей г. Арзамаса и с. Выездной слободы, но и по архивным документам общественных организаций, органов образования и учреждений культуры. Так, по словам директора краеведческого музея г. Арзамаса Т.М.Ильченко (сейчас — директора городского департамента культуры), они еще раз внимательно просмотрели имеющуюся литературу об арзамасских церквях и в книге Н.М. Щеголькова «Арзамасский Воскресенский Собор», изданной в 1909 году, обратили внимание на фамилию Сахаровых. Тогда они предположили, что прадедом А.Д. Сахарова был Николай Иванович Сахаров, служивший сначала «священником в селе Выездной Слободы 20 лет при Арзамасском Воскресенском Соборе, откуда перемещен к Георгиевской церкви Нижнего Новгорода, где возведен в сан протоиерея… После 50 лет священства (1856-1906) был уволен по слабости здоровья за штат». Последние годы жизни посвятил собиранию сведений об арзамасском соборе и составлению его летописи.
Речь о Николае Ивановиче Сахарове шла и в воспоминаниях его дочери — Надежды Николаевны Райковской (Сахаровой), которые публиковались на страницах «Арзамасской правды». Эти воспоминания стали отправной точкой исследования нижегородских корней рода Сахаровых для сотрудника Арзамасского госархива, арзамасского краеведа Сергея Николаевича Потанина. Выяснилось, что в архиве имеется довольно большое количество документов, которые позволяют проследить родословную Сахаровых.
В одном из документов рассказывается о протоирее Иоанне Иосифовиче Сахарове — прапрадеде Андрея Дмитриевича Сахарова. Речь опять же идет о книге Щеголькова «Арзамасский Воскресенский Собор». Читаем: «Протоиерей Иоанн Иосифович Сахаров был единственным сыном священника села Ивановского Ардатовского уезда Нижегородской губернии отца Иосифа Васильевича, родился он в этом селе Ивановском, в 1789 году». Документы о Воскресенском соборе г. Арзамаса позволяют проследить основные события жизни И.И.Сахарова. Откуда же взялась фамилия Сахаров, если отец Иосиф Васильевич фамилии не имел? Фамилию «Сахаров» получил Иоанн в семинарии, которую окончил в 1809 году. Существует легенда, что мальчик пришёл в Нижний Новгород учиться пешком и принимавший его преподаватель семинарии сказал: «Какой же ты чистенький и беленький, как сахарок. Вот и быть тебе Сахаровым».
В возрасте 20 лет от роду его послали для продолжения учёбы в семинарию Свято-Троицкой Сергиевой лавры «для более высшего образования». В 1812 году по требованию Нижегородского семинарского правления он вернулся в нижегородскую семинарию, где преподавал латинский, синтаксис и немецкий язык.
В сентябре 1815 года Иоанн Сахаров был рукоположен в сан священника Крестовоздвиженской церкви г. Арзамаса. С этого времени и начинается арзамасский период в жизни Сахаровых. В обывательской книге Арзамаса за сороковые годы 19 столетия имеется запись: «Арзамасской Крестовоздвиженской церкви священник И.И. Сахаров имеет в городе за собой дом со строением и палисадником, стоящий в первой части прихода той же церкви, улицы Большой и Макарьевской».
Прослужил И.И.Сахаров в Крестовоздвиженской церкви 36 лет. В октябре 1851 года был переведен в Благовещенскую церковь, а через три года — в июне 1854 года — поступил на службу в Воскресенский собор, настоятелем которого был 11 лет. С 1845 по 1864 год был Благочинным церквей Арзамаса.
Долгие годы священник на Руси был не только учителем, но и духовным наставником паствы. Православная церковь тесно была связана с идеей народности, русскости. Его преосвященство Нектарий говорил: «Общество без народности — это то же, что человек без характера, растение без почвы, мысль без основания, слово без мысли. Нужно, чтобы мы были русскими по образу мысли, по воззрению на миробытие и историю человечества, по образованию, нравам и обычаям». Вот таким русским православным человеком был Иоанн Сахаров, служивший в Арзамасском Воскресенском Соборе.
По легенде, собор основал Иоанн Грозный во время казанского похода в 1552 году. В XVII веке, как считает краевед Н.М. Щегольков, при Федоре Иоанновиче собор получил царские дары. А официальное упоминание о храме датируется 1620 годом по писцовым книгам «Письма и дозора Булата Телицина».
В 1830, 1848 годах в Арзамасе свирепствует холера. Иоанн Сахаров, как духовное лицо, оказывается в центре событий, помогая людям и утешая их в постигших скорбях. Он становится членом оспенного комитета и комитета общественного здравия. Деятельность Иоанна Сахарова в комитетах проходит в тот момент, когда русская православная церковь вплотную занялась народным здравоохранением. Повсеместно создавались комитеты безвозмездного лечения бедных больных. 21 февраля 1865 года в Н.Новгороде открывается лечебница для безвозмездного лечения бедных. Облегчили труды арзамасского протоиерея в оспенном комитете реформы в делопроизводстве Его Преосвященства Нектария, когда значительно было сокращена бумажная волокита в оспенном, пенсионном и попечительском комитетах. В 1853 году по указу Нижегородской консистории оспенный комитет пригласил церковнослужителей, причетников стать безвозмездными оспопрививателями, и большинство Арзамасского оспенного комитета выразило свое согласие.
Иоанн Сахаров много времени уделял развитию образования, являясь депутатом в градских училищах. Поистине отеческой была его любовь и забота об Арзамасском девичьем училище. Большим праздником стало 8 сентября 1864 года, когда произошло торжественное открытие 3 класса девичьего училища. В Воскресенском соборе была отслужена Божественная литургия и по заамвонной молитве произнес речь в наставление учащихся. Его заботами было позднее облагодетельствовано созданное в 1870 году православное братство равноапостольских Кирилла и Мефодия, которое выделило деньги для женской гимназии в Арзамасе. Это было крайне важно, так как женская половина общества была менее; образована и постоянно нуждалась в духовном наставничестве.
Видя все грехи человеческие, протоиерей Сахаров не чуждался участия и в деятельности церкви по исправлению и недопущению преступности в обществе. Он становится членом комитета по тюрьмам. Как и другие церковнослужители, он активно участвует в работе по изысканию причин увеличения преступности в Нижегородской губернии: воровства, грабежей, разбоя, зажигательства, следит за нравственным развитием своих прихожан. Иоанн Сахаров особенно остро реагировал на падение нравов, выражавшееся в святотатственных преступлениях против церковного имущества. Например, за неполный 1864 год по Нижегородской губернии было 16 похищений и 4 покушения на имущество православной церкви.
Протоиерей Сахаров был не только знаком с арзамасским духовным просветителем отцом Виктором Никольским, но и помогал ему основать в 1862-63 годах при Крестовоздвиженской церкви одну из первых духовных публичных библиотек для нравственного религиозного чтения прихожан купеческого и мещанского сословий. В 1864 году в библиотеке было 12 наименований журналов за разные годы, 47 книг в 73 томах. Духовная библиотека была редкостью не только для Арзамаса, но и многих центральных губерний России. Иоанн Сахаров был ревностным читателем и посетителем духовной библиотеки из тех 12 священнослужителей из 40, которые изъявили желание посещать библиотеку. Протоиерей, будучи присутствующим Арзамасского духовного правления, не единожды поддерживал дело создания духовных библиотек и приходских читален, ибо хорошо понимал, что одной веры, слепой, нерассуждающей, — мало. Её необходимо принимать не только сердцем, но и разумом.
Немалая часть церковной деятельности Иоанна Сахарова была посвящена попечительству. Через него проходили в Арзамасском комитете все сироты. Многие из них обязаны были лично ему за казенное содержание в училищах и полученное образование. Занимаясь делами попечительства, он прекрасно понимал, что средства, выделяемые комитетом на сирот (от З-5 до 15-20 рублей на человека в год) очень скудны, и поэтому сам, как мог, оказывал помощь нуждающимся.
Особую заботу вызывало положение сирот духовного звания и престарелых священников, у которых зачастую были большие семьи, а достаточных средств к существованию и пенсий они до 1861 года не имели. Ежегодно в нижегородской епархии уходило за штат более 300 священников. Вот почему, являясь благочинным по Арзамасу, протоиерей Иоанн Сахаров в начале 60- годов участвует в создании богаделен и православных общежитий. В итоге, как и в Дивееве, Ардатове, Зеленогорске, возникает Арзамасское православное общежитие.
Источники позволяют судить о нем как о человеке для своего времени и положения высокообразованном. Он твердо придерживался христианских гуманных принципов, всячески претворял их в жизнь. В документах читаем, что он «возвысил сборы подаяний на пользу бедных духовного звания, пожертвовал в арзамасскую Крестовоздвиженскую церковь 114 рублей серебром». В 1855 году ему была объявлена, например, архипастырская благодарность «за постоянное ревностное содействие к умножению капитала в пользу вдов и сирот». Подобных благодарностей, наград за церковную службу И.И.Сахаров имел множество.
Широко известна была и проповедническая деятельность Иоанна Сахарова, а также и то, что он был бесспорным авторитетом в жанре проповеди, недаром он исполнял обязанности цензора проповедей. Тексты проповедей и наставлений протоиерея Сахарова не сохранились, но в «Нижегородских епархиальных ведомостях» они отмечаются неоднократно.
В то время появляется новая форма проповеди — беседа на дому, в которой священник выступал в роли отца, друга, собеседника. Иоанн Сахаров всегда считал, что проповедь должна идти от действительной жизни народа — и от светлых, и от темных ее сторон. Вот почему совершенно естественной была и такая форма, как проповедь-разговор священника и крестьянина на темы, особо волнующие жителей деревни. Вот что пишет о нём Н. Щегольков: «За 50 лет священства, отец Иоанн, имевший дар проповедничества, сказал множество проповедей и поучений, которые по обычаю того времени обязательно излагались на бумаге и цензировалисъ… Как настоятель, он зорко следил за соблюдением церковного устава. Как благочинный, был строг и требователен, вследствие чего более слабые духовные лица не особенно любили его и причисляли строгость его к недостаткам, но зато уважали его пасомые и ценило начальство».
В вышедшей в 1996 году в свет книге Е.Г. Боннэр «Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова», Елена Георгиевна цитирует одно из писем о. Иоанна епископу Нижегородскому и Арзамасскому и Кавалеру, отражающее ревностное отношение протоиерея к службе: «11 числа сего апреля узнал я частным образом о весьма вредном по соблазну происшествии, случившемся села Выездной Слободы в Смоленской церкви. Рассказывали, что означенной церкви диакон Андрей Фонтанов, нетрезвый и необлаченный в стихарь, во вторник Светлыя седмицы (10 апреля) во время вечерни в предельном алтаре, смежном с настоящим, где происходило Богослужение, произвел драку с односельным крестьянином Михаилом Ивановым Куркиным. Неизвестно, по какому поводу диакон Фонтанов ударил крестьянина Куркина рукою в грудь так сильно, что Куркин коснулся спиной святаго Престола; затем Фонтанов и Куркин вцепились друг другу в волосы и дрались с таким остервенением, что некоторые прихожане, взошедшие в алтарь едва могли разнять их… о чём вашему Преосвященству на Архипастырское благоразсмотрение покорнейше и рапортую. Вашего Пресвященства нижайший послушник, Благочинный Воскресенского Собора Протоиерей Иоанн Сахаров».
Еще один документ отражает другое направление священнической деятельности о. Иоанна: «Докладывало 1848 года сентября 15 дня и определено согласно резолюции Его преосвященства, Благочинному, Протоиерею Иоанну Сахарову дозволить внесть в послужной список количество обращенных им в Православие, именно: двоих евреев, столько же католиков и одного лютеранина, о чём для объявления и должного исполнения к означенному Протоиерею послать указ». Обращенные о. Иоанном были: саксонский еврей Абрам Соломон Леви — в св. крещении Николай Петров; лютеранин, московский кондитер Мартин — по миропомазанию Михаил Дмитриев; католик, дворянин, содержатель вольной арзамасской аптеки, провизор Иосиф Богданов Руммель; католик, уроженец города Люблина, приписанный в число государственных крестьян Арзамасской округи Ипполит Павлов Байков и мещанин местечка Шклов, еврей Есель Азриелев Розин — в св. крещении Николай Николаев. Кроме того, о. Иоанн «обучал православной вере двух евреев музыкантов расквартированного в Арзамасе полка (крестил их полковой священник), которые получили в святом крещении имена Василия Скорнякова и Николая Яковлева…
В начале 1990-х годов не удалось найти достоверных сведений о семье Иоанна Иосифовича. Лишь в документах за 1854 год упоминается, что у протоиерея Сахарова находится на содержании тёща — Прасковья Михайловна Доброхотова. Сам священник тогда был уже вдов и кроме замужней дочери Параскевы имел троих сыновей — Николая, Иосифа и Леонида.
Позднее, из «Вольных заметок…» Е.Боннэр мы узнаем, что отец Иоанн был женат на дочери священника села Зяблицкий Погост Муромского уезда Владимирской губернии о. Василия Петрова Доброхотова Александре Васильевне и имел четверых детей, о которых в ведомостях об арзамасской Крестовоздвиженской церкви 1841 года написано: «Леонид, 16 лет, обучается в Нижегородской Семинарии в среднем отделении; Иосиф, 10 лет, обучается в Нижегородском Печерском уездном училище в низшем отделении; Параскева, 9 лет, обучена грамоте, чистописанию, российской грамматике и 1-й части арифметики; Николай, 4 года, обучается грамоте»
За долгие годы служения православному миру протоиерей Иоанн Сахаров снискал любовь и уважение арзамасцев, «имел многие награды», в том числе орден св. Анны 2-й степени. В 1865 году, почувствовав немощь и старость, он пишет прошение Его Преосвященству Назарию и увольняется на покой, а его труды продолжает протоиерей Благовещенской церкви Александр Тихомиров. Но Иоанн Сахаров и далее продолжал заниматься историей церквей Арзамаса, составил их описание, которое было опубликовано в «Нижегородских ведомостях» в 1888 году. Его рукопись «Порфира и венец Приснодевы» была передана на хранение Нижегородской духовной семинарии, но, к сожалению не сохранилась.
Скончался отец Иоанн 17 февраля 1867 года и погребен на Всехсвятском кладбище г. Арзамаса. Его уход глубоко и сердечно опечалил арзамасцев, стал большой утратой для Нижегородской епархии.
Жизнь и искания, большой и светлый духовный заряд Иоанна Сахарова, святое дело милосердия и сострадания к ближнему своеобразно откликнутся, отразятся и продолжатся в его потомках — сыновьях Леониде и Николае Сахаровых (последний начинал свою деятельность священником в с. Выездная Слобода, а окончил духовником нижегородского духовенства), внуках, один из которых — известный московский адвокат, видный общественный деятель рубежа Х1Х-ХХ веков Иван Николаевич Сахаров; правнуках, имя одного из которых -Дмитрия Ивановича Сахарова, известного физика, педагога, просветителя известно многим, и наконец, всемирно известного и почитаемого праправнука Андрея Дмитриевича Сахарова, академика, лауреата Нобелевской премии Мира, великого правозащитника и гуманиста.
Литература
- Боннэр, Е. Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова / Е. Боннэр. — М.: Права человека, 1996. — 176 с.
- Васильева, Т. «…За то уважали его пасомые и ценило начальство…». Нижегородские корни А.Д.Сахарова / Т. Васильева // Горьковский рабочий. — 1990. — 27 авг.
- Гагинская, Е. Родословная семьи Сахаровых / Е.Р. Гагинская // Нижегор. ярмарка. – 1991. — 16 мая.
- Карпов, А. Из истории одной семьи / А. Карпов // Нижегор. рабочий. — 1990. — 29 сент.
- Кожевников, О. Времен связующая нить… / О. Кожевников // Нижегор. новости. — 1992. — 21 мая. — С.8.
- Костина, М. Основана дедом Андрея Сахарова / М. Костина //Библиотека. — 1997. — №7. — С.61-62.- (История в лицах и документах).
- Потанин, С. Сахаровы — нижегородцы. Версия арзамасского краеведа / С. Потанин // Земля нижегор. – 1991. — №1.
- Рейтблат, А.. К родословной академика Сахарова / А.И. Рейтблат // Независимая газета.- 1992.- 4 февр.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВИДЕОРОЛИК
https://www.sakharov-center.ru/dissimilarprojects/sch/konkurs/sakharov2011/310336_st2.flv
Работу выполнила Киселёва Ольга Евгеньевна , студентка АГПИ.
Нижегородская область, Арзамасский район, Арзамасская центральная районная библиотека им И.Н. Сахарова муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Арзамасского района