Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
310340_st. Проектная работа. «На велосипеде к Адриатике»
Введение
Андрей Дмитриевич Сахаров, выдающийся советский ученый, физик и борец за права человека, в своем докладе на вручении Нобелевской премии особое внимание уделил проблемам общества. Последняя глава доклада посвящена правам человека и тому, как часто они нарушаются: «Не отказываясь от кардинального решения, сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека – от этого зависит слишком многое в нашем будущем». Это был 1975 год. Но современная ситуация в мире и в нашей стране оставляет желать лучшего. Достаточно часто мы наблюдаем случаи несправедливости. Это происходит еще и потому, что не все знают о своих правах.
Наш проект «На велосипеде к Адриатике», посвященный теме «Мир. Прогресс. Права человека», нацелен на то, что бы ознакомить молодых людей с правами человека в интересной и привлекательной форме. Потенциальная аудитория – школьники 10-11 классов школ Санкт-Петербурга. Потому что они совсем скоро вступят во взрослую жизнь и должны быть готовы к совершенно разным ситуациям. Знание своих прав с раннего возраста обеспечит защищенность и уверенность в своем будущем. Этим подчеркивается значимость данного проекта.
Актуальность заключается в том, что в мае 2011 года академику Сахарову исполнилось бы 90 лет. С его именем связывают активную борьбу за права человека в СССР и во всем мире. И в честь юбилея по всей стране пройдут мероприятия, посвященные деятельности Андрея Дмитриевича.
Во время реализации данного проекта будут выполнены следующие задачи:
- знакомство с потенциальной аудиторией участников проекта;
- знакомство участников с личностью Сахарова и его вкладом в борьбу с нарушением прав человека;
- проведение лекций о правах человека;
- проведение бесед с экспертами из служб по социальной защите;
- выполнение совместного задания;
Оригинальность нашего проекта заключается не только в проведении интересных лекций, но и в создании номера газеты ко Дню защиты прав человека силами участников проекта. В выпуск газеты войдут материалы школьников о Сахарове, о правах человека, о проведенных лекциях, слова экспертов, опросы и многое другое. Это привлечет учеников и к личности академика, и к проблеме прав человека. Предполагаемый результат – школьники ознакомятся с правами человека, с людьми, которые работают в этой сфере, и с людьми, которые лично столкнулись с нарушением собственных прав. Кроме того, выпуск газеты поможет раскрыться участникам, высказать свое мнение и научиться работать в коллективе.
Сроки осуществления проекта – ноябрь 2011 года. К 10 декабря 2011 года (ко Дню защиты прав человека) должен выйти номер нашей газеты. А в течение месяца будут проходить лекции и встречи с экспертами.
Основа проекта
«Вы все знаете лучше, чем я, что дети, скажем, из Дании могут сесть на велосипеды и весело доехать до Адриатики. Никто не увидит в них «малолетних шпионов». Но советские дети этого не могут!». Это цитата из нобелевского доклада Андрея Дмитриевича Сахарова. Сегодня таких проблем, как ограничение передвижения или постоянные подозрения в шпионаже, в нашей стране нет. Но в то время это было очень актуально. И Сахаров подобрал прекрасный пример, иллюстрирующий положение дел. В качестве названия нашей проектной работы мы выбрали фразу «На велосипеде к Адриатике». Мы отдаем дань таким людям, как академик Сахаров, и многим другим, не удостоенным премии, но внесшим значительный вклад в развитие мира и выступавшим за защиту прав человека. Сейчас доехать до Адриатики не представляет труда. Но на сегодняшний день имеются другие примеры ограничения человеческих свобод. Своим проектом мы хотим показать молодым людям, что за свои права нужно бороться и есть организации, готовые в этом помочь. Мы хотим, чтобы название нашей работы отражало ее содержание. Солнце и теплые волны Адриатического моря, ветерок, дующий в лицо, пока ты съезжаешь с горки на велосипеде – вот счастье. Главное – знать, как его защитить.
Этапы реализации проекта
В нашем проекте условно можно выделить три этапа. Но стоит отметить, что наша программа представляет собой единое целое, поэтому некоторые из этапов будут пересекаться и взаимодействовать. Например, этап «Выпуск газеты» будет проходить в течение всего месяца, но его заключительная часть состоится в конце.
1. Первый этап «Знакомство»
После того, как мы выберем определенную школу и определенные классы, нам необходимо будет познакомиться с участниками, а их познакомить с нашим проектом «На велосипеде к Адриатике». Мы расскажем ребятам о целях и задачах, значимости и актуальности нашей деятельности. Сразу же на первом этапе подробно осветим план предполагаемых мероприятий и заявим о темах лекций, представим людей, которые будут приглашены на занятия. Для того, что бы определить уровень знаний о Сахарове и о правах человека, проведем небольшой опрос среди участников. Кроме того, выслушаем пожелания школьников на ближайший месяц совместной работы. Так как значимой частью нашего проекта является выпуск тематической газеты, то форме организации процесса по ее созданию мы уделим время на первом же этапе.
2. Второй этап «Лекции»
Первая лекция, которую мы проведем, будет посвящена академику Андрею Дмитриевичу Сахарову. Мы подробно расскажем о его судьбе, о его деятельности, о Нобелевской Премии, которую он получил. И особое внимание уделим его вкладу в борьбу за права человека. Конечно, не оставим без внимания современное отношение к Андрею Дмитриевичу и к его наследию. Мы считаем, что стоит рассказать о письмах, воспоминаниях современников, о вещах, которые хранятся в музеях. И таким образом, мы постараемся дать не просто фактологическую информацию о человеке, а представить его как значимую личность, как человека, который многое пережил.
Все другие лекции будут организованы следующим образом – сначала мы рассказываем о правах человека, точнее о какой-либо конкретной группе прав, далее высказывается человек, который работает в данной сфере, за ним человек, попавший в ситуацию нарушения своих прав, объяснит, как он их защищал. Приглашенные нами эксперты расскажут ребятам о своей работе, об инстанциях, занимающихся именной такими ситуациями, о том, в каких случаях и куда стоит обращаться. Кроме этого, работники служб по защите прав населения поговорят со школьниками и о том, как предотвратить нарушения их прав. А люди, которые оказались в ситуации, когда их свободы ущемлялись, могут на личном опыте показать, как стоит добиваться решения в свою пользу. Они расскажут куда обращались, что и где им отвечали, и что помогло им дойти до конца. Приглашенные люди могут научить и стойкости, и уверенности в своей правоте, и целеустремленности. По каждой теме лекций будут организованы дискуссии между школьниками и гостями. Ребята могут задавать вопросы и высказывать свое мнение. Это поможет им глубже проникнуть в тему и прочувствовать ее.
3. Третий этап «Выпуск газеты»
Ключевой этап нашего проекта – подготовка газеты, посвященной правам человека. Участие в создании номера будут принимать все желающие. Работа в редакционном коллективе не будет принудительной. Мы постараемся пробудить в ребятах интерес к работе, чтобы они сами хотели заниматься этим.
Мы являемся студентками факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Поэтому мы сможем грамотно провести организацию процесса работы и редактирование материалов. Школьникам будет интересно самостоятельно работать над газетой и читать материалы своих одноклассников, поэтому будет стимул принять участие в создании выпуска.
После знакомства со всеми, кто желает участвовать в создании газеты, мы проведем первую планерку и распределим роли. Ученики сами выберут состав редакции: редактора, бильд-редактора, фотокорреспондента, корректоров и журналистов. После этого мы выслушаем пожелания и представления о будущем номере, определимся с темами материалов и распределим задания. В течение месяца будут проходить лекции и мастер-классы, отчеты о которых мы опубликуем в нашей газете. Помимо этого планируются интервью с приглашенными экспертами, эссе и рассуждения на тему нарушения прав человека, очерки и корреспонденции о жизни академика Сахарова, его борьбе за человеческие права.
Каждый раз после бесед или лекций будут проводиться планерки, на которых весь коллектив во главе с редакцией будет обсуждать процесс создания номера, комментировать готовые материалы и думать над будущими.
На предпоследней встрече ученики сами будут рисовать макеты полос, компоновать текстовые блоки и иллюстрации. Также пройдет обсуждение всех материалов, после чего газета отправится на верстку, а затем в типографию. На последней планерке мы раздадим ребятам отпечатанные номера, подведем итоги работы, выслушаем впечатления и пожелания. Также мы выберем несколько лучших материалов в номинациях «Самый актуальный материал», «Самый содержательный», «Самый интересный» и «Самый читаемый» (по итогам опроса старшеклассников). Победители будут награждены грамотами.
Условия реализации проекта
Для начала необходимо провести всю административную работу и сбор информации. Мы планируем заручиться поддержкой Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями при Правительстве Санкт-Петербурга. Проект будет реализован на базе одной из общеобразовательных школ города. Мы собираемся проводить мероприятия для учеников 10-11 классов. Но принять участие в проекте смогут и учащиеся младшего возраста.
Для успешной реализации помимо поддержки органов власти, необходима и информационная поддержка. Освещение в местных СМИ поможет привлечь дополнительное внимание к проекту, а следовательно и к теме, которую мы хотим затронуть.
Необходимо заранее договориться с экспертами, которых мы собираемся пригласить на наши мероприятия. Выбрать время лекций так, чтобы оно было удобно и ученикам, и приглашенным гостям. Одним из самых важных условий является наличие у учащихся интереса к теме, времени для посещения лекций, бесед и планерок. В этапах реализации проекта мы указывали методы, с помощью которых мы хотим привлечь ребят к участию в создании газеты. Необходимым условием является и договоренность с типографией о печати нужного тиража газеты, а также наличие средств на пользование услугами типографии.
Заключение
На данный момент наш проект является условным. Его реализация намечена на ноябрь 2011 года. Но уже сейчас можно сказать, что при соблюдении всех условий реализации, проект будет иметь положительный результат. Его тема очень актуальна, поэтому наша работа найдет отклик во властных структурах, среди школьников и в обществе в целом. Оригинальность данной проектной работы не оставляет сомнений. Во многих школах проводятся лекции с приглашенными экспертами по правам человека, эти права и свободы изучаются на уроках обществознания. Но нашей целью было заинтересовать школьников данной темой, привлечь внимание к личности академика Сахарова и его общественной деятельности. В процессе создания тематической газеты ученики почувствуют атмосферу рабочего коллектива. Во время работы над материалами они смогут открыть новые грани этой проблемы, найти новые детали и глубже проникнуть в данную тему.
Таким образом, наш проект легко воплотить в жизнь. Он полностью выполнит все поставленные задачи и оправдает затраты.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Выполнили Никонова Алевтина и Терехова Лидия, студентки 2 курса Санкт-Петербургского Государственного Университета, факультета журналистики